Уверен, многие копирайтеры нередко испытывают эмоциональный зуд и желание крушить интерьеры вокруг от некоторых особо неудобных вопросов клиентов. Я и сам был таким когда-то.
А затем случилось чудо: я вдруг понял, что нужно всего лишь найти верные объяснения самым неудобным вопросам клиентов. И давать их во всех патовых ситуациях. И заверте … .
Словом, ловите ТОП-10 универсальных ответов Петра Панды на вопросы, от которых многие копирайтеры впадают в ступор и желают прыгнуть под трамвай.
10 вопросов заказчиков, на которые нужно отвечать правильно
Вопрос 1 : “А вы можете гарантировать высокую конверсию текста?”
Ответ: Я могу лишь гарантировать, что напишу текст так, что его будут читать и ему захотят верить. Также гарантирую, что использую для работы свои профессиональные знания и навыки. Гарантировать конверсию я не могу, поскольку помимо самого текста есть еще целая туча факторов, от меня не зависящих:
– Качество вашей продукции.
– Стоимость товара или услуг (вдруг вы цены задираете).
– Наличие доставки и расположение офисов.
– Качество работы с клиентами менеджерами.
– Дизайн сайта и варианты оплаты + еще 300 миллионов других причин.
Простой пример: я могу написать все идеально, но, например, вы начнете водить низкосортный рекламный трафик, и все будет зря. Сложно продавать Bentley, если вы даете рекламу в группах для школьников и студентов.
Так что мой текст – это мой текст, а вот его конверсия во многом зависит от вас. Как правило, если клиента все устраивает, то текст точно помехой не является.
Вопрос 2 : “Я хочу, чтобы вы выполнили тестовую задачу бесплатно или дешевле. А затем, если устроит, мы будем вашими частыми клиентами. Это возможно?”
Ответ: Нет, к сожалению, это невозможно. Попробуйте прийти в ресторан и попросить приготовить вам ужин на таких же условиях. Или к парикмахеру зайдите. А можно попросить стоматолога поставить вам тестовый зуб бесплатно. Нонсенс, согласитесь?
Вот вы сами готовы поставлять, скажем, свои клиентам товары бесплатно? Правильно, это вам невыгодно. Точно так же это невыгодно и мне.
Вопрос 3 : “Да, мы изменили ТЗ, но вы все еще делаете ту же задачу. Почему вы не хотите переписать текст согласно новым правкам в ТЗ?”
Ответ: Представьте ситуацию: вы заказали мастеру покрасить забор в белый цвет. А затем, когда работа уже сделана, вдруг решили, что зеленый забор – будет круче.
Да, тот же забор. Да, так же красим. Но задача уже совершенно новая. А новая задача – это новая оплата. ТЗ для копирайтера заполняется один раз и не изменяется в одностороннем порядке после старта работ.
Вопрос 4 : “Почему я вообще должен заполнять ТЗ? Вы же профессионал, вы сами должны знать, что написать, не так ли?”.
Ответ: Нет, не так. Я профессионал, но, увы, не телепат. Если вам нужно что-то большее, чем бездарнейший глупый текст с “идеальными компаниями” и лучшими профессионалами”, мы должны работать вместе.
Людям нужны факты, нюансы и цифры. У меня всего этого нет. У меня также нет ваших слабых и сильных сторон. У меня попросту нет информации.
Если у вас нет времени на работу, которая нужна вам, в первую очередь, то у меня нет времени на текст, который вам не понравится. А он не понравится и не будет работать, потому что люди не верят пустой болтовне.
Вопрос 5 : “У вас есть опыт написания текстов о продаже чугунных решеток в Саратове? Можете показать 300 примеров таких текстов для других клиентов?”.
Ответ: Подобное требование реально помогает только в том случае, если речь идет о каких-то узких специальных темах, требующих серьезных практических знаний. Например, аналитические статьи о ситуации на рынках Сингапура или проблематика лечения бесплодия.
Любые же маркетинговые и рекламные материалы пишутся по одному принципу. А именно: информация от клиента вкупе с навыками создания продающего контента.
Простой пример: одна и та же рекламная компания может сегодня снимать ролики о жвачке, завтра о велосипедах, а послезавтра – о кетчупе. Значит ли это, что они должны иметь в портфолио такие работы?
Нет, они просто должны уметь снимать классные ролики, а нюансы продукта изучаются уже по ходу процесса.
Вопрос 6 : “Вы можете написать текст со 100% уникальностью по Адвего и Etxt?”
Стандартный ответ “Панда-копирайтинг”: Нет, мы принципиально не пишем подобные материалы. Это было оправдано 10 лет назад, сегодня же шингловая уникальность только вредит. Ради нее приходится калечить материалы и использовать жуткие обороты.
Такие тексты противно читать и писать тоже неприятно.
Сегодня работает смысловая уникальность, принципы LSI-копирайтинга и высокие поведенческие факторы. Иными словами, менее уникальный, но интересный текст всегда будет выше в выдаче, чем 100% уникальный шингловый калека.
Посмотрите на тексты в ТОП в любой нише – все они гармоничны и не искалечены правками до 100% шингловой уникальности. Сегодня люди и поисковый роботы любят качественный контент, а не жуткие переделки без реальной смысловой уникальности.
Вопрос 7 : “Вон грузчики на морозе вкалывают, а получают в разы меньше. Или вон на бирже – за копейки можно заказать. За что вам платить так много?”
Ответ: Если вас не устраивает размер оплаты, закажите тексты у грузчиков. Или на бирже. Затем, когда вернетесь, мы дадим вам скидку 5% в качестве бонуса за зря потраченное время, нервы и силы.
Вопрос 8: “Нет, ну серьезно, за что платить такие деньги: вы пишете просто тексты, причем пишете быстро. Почему так дорого?”.
Ответ: Тому есть сразу несколько причин:
Причина первая – я учился несколько лет писать быстро и при этом хорошо. Никто не оплачивал мне этой учебы.
Причина вторая – я вкладываю в свое развитие время и деньги. Например, этот курс по LSI-копирайтингу обошелся мне в 16 т. руб. Это знания, которые принесут вам прибыль. И я должен окупить эти вложения.
Причина третья – я продаю вам не только тексты, а время своей единственной жизни. Я оцениваю ее именно в такую сумму.
Причина четвертая – ваши вложения окупятся. Это тот случай, когда лучше заплатить за качество.
Причина пятая – Я профессионал. Я шел к этому статусу много лет, так почему я должен зарабатывать своей головой столько же, сколько грузчики? Я ценю себя и свои знания.
Вопрос 9 : “Почему вы не соглашаетесь править текст столько, сколько я скажу? Разве не клиент всегда прав?”.
Ответ: В интеллектуальном труде это работает не так. Да, я готов править материал, но вы должны уложиться в 2-3-4 (вписываем свой потолок правок) этапа изменений. Я понимаю, что неожиданные идеи могут приходить к вам постоянно.
И все же поймите: я не могу бросать текущие задачи и раз за разом погружаться в старые заказы. Мне это сложно.
Так что, пожалуйста, заранее продумайте стратегию правок и учтите все варианты изменений, которые уложатся в 2-3-4 (ставите ваше число) этапов. Давайте уважать друг друга.
Вопрос 10 : “Я могу заплатить после сдачи текста? ”.
Ответ: Есть два варианта: либо предоплата, либо работа через сервисы фриланса или посредников, которые замораживают оплаченный вами депозит. Я не практикую работу без предварительной оплаты с новыми клиентами, к сожалению, это очень часто кончается крайне грустно.
——
На этом все, друзья. Если у вас есть собственные примеры неудобных вопросов клиентов, добавьте их в комментарии. Это будет полезно и важно многим авторам.
Добра вам!
Thank you!
We will contact you soon.
Вот-вот, просто текст никак не сможет поднять продажи клиента, но почему-то на него делаются самые большие ставки. А если без тестового задания заказчик не хочется начинать сотрудничество? (и его можно понять). И как правило это всегда бесплатно.
Петр, Вы гений! Я давно о таком шаблончике мечтала)) Благодарю и низко кланяюсь))
Мне понравился первый вопрос про конверсию текста и в этом ключе хотелось бы узнать, а как действительно ее можно гарантировать? Понятно, что здесь роль играет опыт и предыдущие работы, но ведь пока не напишешь текст, не узнаешь.
Довольно часто встречаются очень придирчивые заказчики. Они не то, что меняют ТЗ на ходу, но и придумывают новые правила. Бывает, что занижают стоимость работы. В таких случаях приходится объяснять, они не на рынке и торговля здесь не уместна. В условиях жесткой конкуренции приходится бороться за хороших заказчиков. Но зато, при правильном подходе, труды вознаграждаются.
Полезная информация. Особенно для тех, кто хочет перейти из обычного фриланс копирайтера для кого-то в интернете в человека, к которому компании сами обращаются за помощью.
Без этих советов сложно будет начать толковый бизнес иначе придется много работать впустую и не ценить ни себя, ни свое время. А это частая ошибка тех, кто хочет получить рейтинг и пишет статьи бесплатно туда-сюда.
Жестко. Наверное, вы сильно загружены дорогостоящими заказами, и все вас устраивает. А для меня пункт второй спорен. Можно пожертвовать малым для того, чтобы выстроить с заказчиком долгосрочные отношения. Выгоднее быть бизнес-партнерами, чем покупателями и продавцами. В бизнесе многое строится на человеческих отношениях, и взаимном уважении…
А в чем именно выражается неуважение в ответе? В нежелании работать бесплатно или дешево? В бизнесе проседание – это признак слабости. Никто из уважающих себя специалистов не работает бесплатно. И это норма. Я вообще, кстати, не представляю, как можно пожелать, чтобы люди писали для тебя бесплатно – любой труд обязан оплачиваться. Если человек вообще допускает, что он настолько элитарен, что ради него должны бесплатно работать, он в принципе перестает существовать как заказчик.
Очень полезная и интересная статья. Прочитала с удовольствием. Только мне кажется, что в формулировке вопроса №9 должно быть “Почему вы НЕ соглашаетесь править текст столько, сколько я скажу?”. Сначала заголовок вызвал небольшой когнитивный диссонанс. Потом я поняла, что заказчика все же удивляет не диковинная покладистость копирайтера, а наоборот – то, что исполнитель защищает свое время.
Great content! Super high-quality! Keep it up! 🙂
Эти ответы надо выучить или сохранить куда-нибудь, потому что нужно уметь правильно и красиво отвечать на все эти вопросы (а их реально задают!). И по поводу предоплаты, соглашусь, только с ней. Потому что все, что откладывается на потом, в том числе и оплата, чаще всего там и остается. Рисковать не хочется никому. Через сервисы фриланса может быть просто неудобно работать (и ведь еще надо убедить и привести туда заказчика). Но в целом такие сервисы именно этим и хороши – минимизируют риски работы с непроверенными заказчиками. Да и у заказчиков тоже риск снижается, что копирайтер возьмет предоплату и не пришлет текст.
Месяц назад начала работать копирайтером. Училась совершенно на другую профессию – на дизайнера, но увы не получилось, не срослось. Первое с чем я столкнулась это то, что Вы описываете в проблеме №2 – меня просили написать 10 страниц уникального текста на совершенно незнакомую мне тему… Конечно, если бы предложили разумную зарплату, я бы изучила эту тему, но заказчик предлагал просто смешную сумму в обмен на то, что в последующем станет заказывать у меня тексты за более высокую оплату. Я не согласилась и не советую никому работать за обещание в будущем большей оплаты.
Топ-10 неудобных вопросов клиентов, когда нарываешься на дотошного, занудного или не шарящего в теме заказчика, запросто может превратиться в топ-100. Еще, мне кажется, некоторые наглецы таким образом просто пытаются сбить ценник, мол: конверсию не гарантируешь, тест даром писать не хочешь, 100% по адвего не обещаешь, без предоплаты работать не хочешь, так за что мне платить 10 баксов за 1000, я такому “спецу” могу дать только 2$. Список ответов заказчикам захотелось распечатать и повесить себе на рабочем месте, чтобы не идти на поводу у некоторых заказчиков. “Если вас не устраивает размер оплаты, закажите тексты у грузчиков” – тут я даже всплакнула… Больше »
Я совсем новичок, мне, в общем, никто не задает никаких вопросов (пока, по крайней мере, и неудобных тем более). Но вот буквально вчера делала два текста для клиента – в первом случае никаких особенных вещей, кроме уникальности, не требовалось. Во втором – клиент выставил “воду” и “заспамленность”. И… на мой взгляд, текст в итоге стал хуже. Ушла та самая живость и легкость в чтении, которая, между прочим, так нравилась заказчику в первом тексте. Второй он еще не видел – не знаю, что скажет. Нет, подогнать под нужные параметры, используя сервисы, имеющиеся в наличии – не вопрос. Вопрос в другом –… Больше »
Да уж, попробуй зайти в ресторан и заказать тестовый ужин, или тестовый билет на футбольный матч, или тестовый полет на самолете в Египет. Заказчики часто хотят найти халяву, нельзя им этого позволять.
Ну и ну. По-моему, такие “неудобные” вопросы со стороны заказчиков – это уже крайняя наглость. Оправдываться перед такими нет никакого смысла. Жаль, что работа копирайтеров не ценится. Все это из-за того, что некоторые готовы выполнять работу (иногда даже качественно) за копейки. После такого заказчики естественно удивляются, когда профессионал имеет такую высокую планку.
Вот про ТЗ прям в точку – почему-то многие считают, что описание того, что они хотят в стиле “вот такие цветочки красного или, может, синего цвета.. а, может, и не цветочки вовсе” даст на выходе хороший результат. Ещё, как мне кажется, ТЗ дисциплинирует и не позволяет заказчику просто так, ежечасно придумывать новые правки и закидывать новые безумные идеи, которые необходимо воплотить в тексте. Все эти неудобные вопросы от заказчиков надо бы как-то переделать в правила и распространять среди них в качестве брошюры. Типа наглядно показать: нет ТЗ – статья будет выглядеть так: и на картинке манная каша