Так сегодня пишут для бизнеса

УПК-тексты

Форма заказа

| чат заказов

"ChatGPT. Мастер подсказок". Хит продаж OZON

TG-канал о бизнес-текстах

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Структура пукбличного выступления: основы и план создания

Так сегодня пишут для бизнеса

Убедительно-позитивный

копирайтинг (УПК)

УПК- формат

Про УПК ➞

Скучные тексты?

Слабые тексты?

Заумные тексты?

Убедительно-позитивный

копирайтинг (УПК)

УПК решает


Прежде чем мы отправимся изучать правила составления структуры публичного выступления, мне хотелось бы немного погрузить вас в понимание этого процессса. 

Вспомните вашу последнюю прочитанную книгу или музыкальное произведение. Что между ними общего? 

Подскажу: они создаются по законам композиции.

Словарь Ожегова определяет слово «композиция» как соотношение и взаимное расположение частей (например, романа, картины, симфонии, книги). Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция: 

  1. Вступление – примерно 20%.
  2. Основная часть – 60%. 
  3. Кульминация входит в основную часть, находится перед заключением. 
  4. Заключение – 20%. 

Те же законы работают в спорте, сексе, образовательном процессе. Везде. Не остался в стороне и бизнес.

Переговоры с клиентами или партнерами мы тоже ведем по законам композиции: знакомство, основная часть переговоров, кульминация, когда кто-нибудь резко решил передумать и заключение в виде подписания соглашения.

При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции.

У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Если где-то “пережать”, то другая часть выступления будет излишне коротка или, наоборот, затянута. 

Чтобы все было органично и правильно, нам нужно знать основы подготовки публичного выступления. Его структура следующая: 

  • Вступление и заключение схожи, им уделяется по 20% от времени выступления. Они не предполагают изложения сути, скорее, проходят на эмоциональном уровне для установления с аудиторией контакта и выхода из него.
  • Основная часть и кульминация составляют 60% вашего публичного выступления и основываются преимущественно на фактах и аргументах. 

Но знание объемов – это только начало. Чтобы написать хороший текст публичного выступления и затем реализовать его, нам важно также изучить правила разработки структуры спича. Именно их мы и будем рассматривать далее. 

Правила структуры публичного выступления

Часть 1. Вступление: 20 % всего времени

Именно первые минуты определяют успех всего выступления. Чтобы сходу получить первый лимит симпатии и доверия, публике лучше всего сделать комплемент.

Например, «Для меня большая честь сегодня выступать перед вами…», «Я рад, что у меня есть возможность выступать перед специалистами такого уровня….» и т.п

Дополнительно во вводный блок можно добавить:

Впечатляющее своими размерами число. Тут я хочу предостеречь вас от простого упоминания этого числа. Используйте сравнения и образы, доступные для публики. Например, интересный факт, имеющий прямое отношение к теме: «задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…». 

Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа. 

Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления.

Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением. 

Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления.  Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. 

Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. 

Самопрезентация. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. 

Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». 

Сделайте комплимент аудитории1) превосходной степенью («У вас самые…»); 2)  сравнением («У вас такие… не то что у…»); 3) интонацией; 4) сочетанием первых трех способов.

Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность: 

«Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами».

А еще профессиональные признаки, пол, комплекция… В общем, все что угодно. 

Здесь же уместно применить прием «Свой/чужой», обращающий внимание аудитории на то, что ВАС с ней объединяет: общие интересы, возраст, профессия, степень родства с виновником торжества и так далее. Иными словами, вы должны изучить целевую аудиторию выступления. 

Это очень важный прием, поскольку, как говорят психологи, в первые минуты встречи с незнакомым человеком мы неосознанно анализируем его, выясняя, опасен он для нас или не опасен. Разумеется, «своего», который нам знаком или хотя бы похож на нас.

Задачей вступительной части иногда является «успокоение» аудитории, убеждение ее в том, что вы не представляете для нее опасности. 

 Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город.

Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся – это беспроигрышный ход. 

Помните, что при планировании сценария публичного выступления очень важно проработать именно вступление. Вам могут простить снижение темпа и качества в середине спича, но если вы сразу не получите четкую связь с аудиторией, вы ее потеряете. 

Часть 2. Основная: примерно 60% всего выступления

В основной части мы поднимаем и актуализируем тему нашего выступления. Поскольку негативная информация вызывает больший интерес и заставляет сопереживать (вспомните анонс вечерних новостей), в основной части мы говорим именно о проблемах. 

Здесь важно представить всю вашу наработанную информацию, экспертизу, факты и аргументы. При подготовке к выступлению рекомендую воспользоваться «эффектом маятника»: качать эмоциональный уровень вашего выступления из минуса в плюс.

Другими словами, вводить аудиторию то в отрицательные эмоции, то в положительные.

Для прокачки вашего мастерства оратора и отработки «маятника» рекомендуется сначала протренироваться на родственниках, друзьях или сотрудниках компании.

Убедитесь в том, как сильно действует этот прием, и перенесите его на практику ваших выступлений перед публикой.

В следующий раз, включив телевизор, обратите внимание, что абсолютное большинство рекламных роликов строится по эффекту «маятника». Сначала пугают, потом показывают решение.

Структура публичного выступления. эффект маятника

 

Как проверить, что план усиления эмоциональности вашего публичного выступления реально работает?

Это можно ощутить по аудитории. Если вы чувствуете, что слушатели уже приняли проблему и эмоционально в ней участвуют, значит, структура спича проработана верно. 

Теперь у нас остался предпоследний этап публичного выступления. Пришло время дать решение проблемы в виде предложения. Нас ожидает кульминация. Помните, что кульминация входит в 60% общего времени, выделенного на основную часть. 

Часть 3. Кульминация выступления 

Что же такое кульминация? При создании структуры выступления на публике ей нужно уделять особое место. Это прима. Это то, ради чего мы создавали весь план выступления и долго готовились. От принятия кульминации слушателями зависит очень многое. 

В кульминации аудиторию следует призвать к конкретному действию, которого вы от них добиваетесь.Ваше предложение надо сделать в четкой форме.

И помните про одно из основных правил публичного выступления: в момент произнесения призыва к действию публика должна быть на пике позитива. Это увеличит вероятность принятия слушателями нужного вам решения. 

Часть 4. Заключение в публичном выступлении 

Не стоит заканчивать ваше выступление как-то слишком банально. Простое и бездарное окончание «Ну что ж, у меня все» гасит произведенный эффект. 

Чтобы максимально усилить концовку, следует грамотно проработать единство структуры выступления. Заключение должно быть продолжением общей темой, вытекать из нее и усиливать. Вам нужен всплеск. 

Нужно поставить финальную точку так, чтобы слушателям рефлекторно захотелось зааплодировать. 

Как этого можно добиться? Рекомендую самый действенный  план финала успешного спича: 

  1. Вы кратко пробегаете еще раз по ключевым моментам выступления. Акцентируете внимание на основной мысли. Еще раз отмечаете, какое отношение к теме имеете лично вы. Напоминаете регламент.
  2. Делаете комплимент вниманию / сдержанности / вдумчивости / злобности / ехидству / пунктуальности / чувству юмора сидящих в зале.
  3. Еще раз напоминаете о том, что вас роднит с ними. Даете рекомендации, обозначаете ближайшие шаги, подводите итоги.
  4. Шутите, если нет повода поплакать.Разряжаете обстановку и настраиваете слушателей на максимально позитивную волну. 

НО при всем этом обязательно помните, что лучшее заключение чаще всего получается, если последние фразы перекликаются с первыми и все ваше выступление таким образом как бы замыкается.

На этом все, уважаемые читатели! Очень надеюсь, что мои рекомендации по проработке плана и структуры публичного выступления будет вам полезны. Важно, что инструкция выше подходит для любой аудитории и обладает реальной практической силой. 

Добра вам! 

Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!


Подписаться на новые комментарии или ответы
Уведомление о
guest
6 комментариев
Самые старые
Самые последние
Брюнетка
Брюнетка

В принципе, правила написания хорошего спича мало чем отличаются от структуры любого другого, грамотно составленного текста. Тут, как и в продающей статье нужно зацепить уже с первых фраз, давать немало конкретики. Из отличий я вижу только человеческий фактор – поправка на живой разговор с живыми людьми, эмоциональный и визуальный контакт. Одна проблема: если не для себя этот текст пишешь, а под заказ – это насколько же надо изучить подноготную компании, чтобы речь получилась настоящей. Мне кажется даже, что это не слишком уж реально, да?

Елена
Елена

Насчет текста и манеры говорить более-менее понятно, а как насчет “побочных эффектов” в виде жестов, мимики, наряда? Каких жестов лучше избегать, какие, напротив, активно стоит внедрять в выступление? Как лучше одеться, чтобы произвести нужно впечатление? Я бы прочитала информацию об этом, считаю, что это не менее важно, чем структура собственно спича.

Андрей
Андрей

Я не думаю, что если всегда выступать по четко очерченному плану, то выступление будет идеальным. Импровизация тоже важна, но самое важное – чувствовать людей, перед которыми выступаешь. Конечно, в подавляющем большинстве случаев четко спланированное и отрепетированное выступление будет хорошим, но это не в 100% случаев, что тоже стоит обязательно учитывать.

Ольга
Ольга

Четко спланированное публичное выступление обречено на успех, но не в 100% случаев. Именно поэтому стоит учиться и импровизировать тоже, потому что никогда не знаешь, пойдет ли всё по плану.

Андрей
Андрей

Конечно, определенное планирование не может быть универсальным для всех ораторов, поэтому каждому человеку нужно подбирать свою структуру, создавать собственный план выступления, поэтому тут и существует множество нюансов. Разумеется, что новичкам лучше ориентироваться на качественные примеры, чтобы несколько облегчить себе жизнь, а опытные ребята уже сами под себя планы подгоняют.

Поля
Поля

Да это не только структура публичного выступления, это верная структура любой хорошей статьи. Только для вступления 20% кажется многовато, можно вполне обойтись и 10 %, чтобы внимание аудитории не растерять.

Дыры в конверсии

Наша ТОП-новинка 2024

Спасибо, письмо отправлено!

Мы обязательно ответим в ближайшее время 🔔

Узнать больше
Тяни

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: