Что означает термин “принцип перевернутой пирамиды” (ППП) в журналистике и копирайтинге? Это специальный формат подачи контента, когда вся важная информация размещена в самом начале, а середина и концовка служат для более детальной расшифровки информации.
Если в обычной статье допускается долгое «вхождение» в текст, то принцип перевернутой пирамиды в копирайтинге требует от автора скорейшего ответа на пять главных вопросов:
- Что именно произошло?
- Когда это произошло?
- Где это произошло?
- С кем это произошло?
- Почему все это произошло?
Чаще всего принцип перевернутой пирамиды используется при создании пресс-релизов, но сегодня рамки формата значительно расширились. С помощью ППП пишутся также информационные статьи, аналитические материалы, продающие и рекламные тексты, посты для SMM и даже коммерческие предложения.
План написания статьи по принципу перевернутой пирамиды
1. Заголовок статьи
Когда вы пишете статью по методу перевернутой пирамиды, заголовок должен четко говорить о том, что ждет читателя в материале.
Единственно правильный вариант – создать такой заголовок, из которого читатель точно поймет, о чем дальше пойдет речь. Креативные, слишком туманны и не несущие смысловой нагрузки заголовки не работают в формате перевернутой пирамиды.
2. Написание первого абзаца
Именно в первом абзаце (иногда в первых 2-3 абзацах, если информации много) раскрываются ответы на 5 вопросов, о которых мы писали выше. Это делается для того, чтобы читатель мог сэкономить время и сразу погрузиться в суть информационного повода. При создании текста по принципу перевернутой пирамиды недопустимо оставлять открытые вопросы на конец и середину материала.
Вы должны хотя бы кратко обрисовать тот информационный посыл, который будете уже более подробно раскрывать в “теле” статьи.
3. Раскрывающие абзацы
Как уже говорилось, все абзацы, следующие после лида, служат лишь одной цели – расшифровке той информации, которая была подана в самом начале. Если боитесь заплутать по тексту, принцип перевернутой пирамиды позволяет структурировать работу.
Например, в одном абзаце вы развернуто отвечаете на вопрос «Что произошло?»? во втором – «Где произошло?» и так далее. Естественно, это не аксиома, при минимальном навыке написания статей этой схемы можно не придерживаться.
Вот, собственно, и все, что можно вкратце сказать о создании текстов по принципу перевернутой пирамиды.