Следует отличать интервью как метод получения информации и интервью как жанр журналистики. Поэтому у термина два определения:
- Интервью – это метод сбора информации, предполагающий живой разговор интервьюера с собеседником или с группой лиц.
- Интервью – это жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста с социально значимой личностью.
Статью в жанре интервью можно сразу узнать по внешнему виду: она оформлена в формате «вопрос – ответ». А интервью как метод можно использовать при подготовке материала (для получения дополнительных данных, комментариев и пр.), но при этом сам текст будет выглядеть классической статьей без диалога.
Слова респондента при этом будут оформлены с помощью прямой или косвенной речи. Также можно проводить классические и удаленные интервью.
Преимущества интервью:
- Получение полной информации от респондента по интересующему вопросу. С помощью логически выстроенной цепочки вопросов можно узнать не просто мнение человека, но и его картину мира и ценности.
- Достоверность. Свою точку зрения респондент озвучивает сам лично, таким образом беря на себя ответственность за предоставляемые данные.
- Возможность корректировать, направлять и «углублять» беседу в процессе. Опытный интервьюер способен получить не только исчерпывающую информацию по теме разговора, но иногда и новые неожиданные данные, которые могут стать поводом для нового материала.
- Привлечение внимание аудитории. Интервью как жанр благодаря особому оформлению сразу видно на газетной полосе. На веб-странице формат интервью также смотрится выигрышно из-за деления текста на логические блоки.
Виды интервью как жанра:
- Информационное – сжатое, ограниченное по объему (или времени, если речь идет о радио или телевидении) интервью о каком-либо событии или факте, отвечает на вопросы «что? где? когда?». Чаще всего – это часть новостной статьи или репортажа.
- Аналитическое – интервью, содержащее не просто сообщение о событии, но и его анализ (появляются дополнительные вопросы «зачем?» и «почему?»).
- Оперативное – сбор мнений случайных людей на улице по одному конкретному вопросу.
- Расследование – большое, хорошо подготовленное интервью по актуальной и злободневной теме. Как правило, используется в сочетании с другими жанрами.
- Портрет – «классика жанра», интервью, в центре которого социально значимая личность.
- Беседа или креативное интервью – разговор на равных журналиста с творческим человеком с целью создания общего материала. В этом случае собеседник – не просто «поставщик» информации, а полноценный соавтор.
Видов интервью как метода выделяется огромное количество: в зависимости от типа и числа респондентов, места проведения, цели, способа общения и пр. Все эти виды изучаются социологией.
Интервью в копирайтинге
Основным респондентом для копирайтера безусловно является его заказчик. Поэтому копирайтеру необходимо владеть методом интервьюирования, чтобы получить исчерпывающую информацию для будущего материала.
Также в копирайтинге часто используется внешний формат интервью «вопрос – ответ». От имени читателя задаются вопросы, а эксперт (заказчик) отвечает на них. Самый яркий пример – страницы часто задаваемых вопросов. Этот формат набирает популярность в интернет-СМИ и блогах, т. к. он значительно облегчает чтение и тем самым привлекает внимание читателя.