Подписаться на рассылку

Вы можете выбрать несколько вариантов.



Заказать звонок
Написать Петру Панде

Беги, копирайтер, беги! 5 типов заказчиков, от которых нужно с воплями убегать в закат

Время чтения: 8 минут
Скиньте на почту
Отправить на почту без подписки и рассылок
26 февраля 2019 года
2019-02-26https://petr-panda.ru
Надежда Сурина

Работа копирайтера — далеко не сахар и даже не сахарин, это подтвердит каждый первый мой коллега. А уж если попадается еще и «не такой» заказчик, то на рабочем месте копирайтера открывается портал в персональный филиал ада. «Трудные» заказчики для копирайтеров опасны тем, что способны расшатать нервную систему автора быстро и с гарантией.

А еще стоит помнить о финансовых (текст мне не подходит, верни деньги, скотина); репутационных ( ребята, не работайте с копирайтером Васей, он плохой); и временных потерях (30 часов на выяснение причин недовольства и правки).

Чтобы вы точно знали, когда именно стоит кричать и вопить,  скрываясь за горизонт от плохих клиентов, ниже дан перечень самых «опасных» заказчиков. Увидите любого из них — прячьтесь от них в тайгу, дело того не стоит. Проверено.

Каких заказчиков опасаться копирайтеру? 5 самых опасных персонажей

Тип заказчика: «Свои люди»

Прелюдия: за время общей работы вы проникаетесь друг к другу симпатией и даже виртуальной дружбой. Как правило, на этом этапе все идет гладко, но … . 

Как только вы переступили черту между служебными и приятельскими отношениями, будьте готовы к тому, что вас попросят что-то посмотреть, сделать, посоветовать, поправить (нужное – подчеркнуть) даром. Ага, все правильно, бесплатная работа. 

“Забрасывание удочки” обычно происходит в неформальной беседе со свойственным «друзьям» подхалимажем. Например, так: 

«Подскажи, плиз… А если мы вот так сделаем… Ой, а напиши мне крутой пост – ты ж прям лучший!».  

На этом этапе надо бы послушать ваш внутренний голос, который на безвозмездный труд уже давно реагирует насторожено. Надо бы, да этот голос забивают фоновые шумы из лести, желания помочь и стремления показать свой невероятный профессионализм копирайтера … .

Проблема в том, что многие копирайтеры на такое ловятся, пытаясь не быть «меркантильной сволочью». И работают бесплатно. И помогают. А потом еще и еще. Бесплатный труд на мифического «друга». Труд, который скоро выльется в обязанность.

Поверьте, не нужно вам таких «заказчиков-друзей». Срочно объясните, что вы презираете бесплатную работу и даже у друзей в реале требуете денег на бензин, если везете их на шашлыки. Так будет проще, право слово. 

Тип заказчика: «7 начальников»

Вам знакома ситуация, когда пятый ассистент третьего помощника принимает текст? А знакомо, когда после ассистента текст еще смотрят менеджер проекта, редактор, маркетолог, дизайнер и компьютерщик, а напоследок – еще и уборщицу подключают? 

Знакома? Тогда вы наверняка знаете, что это еще пол-беды. Беда в том, что вся  «сборная по профессиональным советам» дает рекомендации, вносит правки и вовсю искрит креативом.

 Если вовремя не опомниться и не послушать свою интуицию, сигналящую красной тряпкой «Беги!», вам грозит фраза: «Вы нам не подходите, тема не раскрыта, мы решили передать задание другому копирайтеру».

Расслабьтесь. Им никто не подходит, просто, когда приходит дедлайн – они соглашаются на текущую версию и «текущего» копирайтера, чтобы оправдать свою зарплату перед вышестоящими инстанциями. Так происходит с большинством нанятых ими копирайтеров и фрилансеров – очередь двигается, следующий.  

На самом деле, проблема раздутого штата – не ваша проблема. Это проблема несчастного бизнесмена, который попросту выкидывает честно заработанные на ветер. Так что просто забудьте и больше не пишите тексты на заказ для таких клиентов. 

Тип заказчика: «Несчастник»

 В эту группу опасных заказчиков входят, в основном, индивидуальные предприниматели. Малый бизнес. Люди, которые работают на себя или же имеют совсем небольшой штат. 

Сначала все идет как по маслу: текст на сайт,  составление УТП, посты в соцсети и другие приятные заказы сыпятся один за одним. Ваша деятельность кипит и бурлит. Вы радуетесь, что наконец-то нашли “того самого” заказчика. Ура! 

И вдруг – тишина в эфире … .  При этом вы могли успеть получить все деньги или только часть оплаты. А могли и вовсе ничего не получить. Ага, и такое бывает, особенно у начинающих копирайтеров, которые не читали главу о предоплате в книге «Копирайтер, расти!”

Сначала вы ждете недельку-другую, осторожно напоминая о своем существовании. Беда-печаль уже подкрадывается, но пока еще тихонько так скребется в дверь. Не более.

Затем проходят месяцы. Беда-печаль набирает силу: вы уже чувствуете дискомфорт, но все равно пишете трогательные – «У вас все хорошо?» и «Я волнуюсь». Пишете больше по инерции, но все еще на что-то надеясь. 

 

И тут, неожиданно, словно селедкой по лицу в косметическом отделе магазина велосипедов, приходят весточки. Выберите сами что-нибудь из списка: 

  • «Слушай, сейчас прям случился форс-мажор, реально не до проектов»;
  • «У меня тут проблемы всякие, ужас какие проблемные проблемы»;
  • «Я решил идти совсем по другому пути: устроился на работу, ушел в армию, принял буддизм»;
  • Et Cetera.

 Понятно, все мы люди. Но есть такое  выражение: Nothing personal, just business. И для вас, как для человека, который деньги зарабатывает вложением интеллекта в чужой бизнес, есть правила четкого разделения личного и рабочего. Не нужно вам таких заказчиков. 

Тип заказчика: «Третий лишний»

Моделируем ситуацию: вы взяли заказ и спокойно работаете на клиента. И тут в процесс вмешивается кто-то еще. Кто-то сильно близкий клиенту – жена, муж, дочь, мать, сосед по даче или даже любимый пес. А дальше … .

Дальше  начинается самоутверждение за ваш счет:   

«Ой, я тут поговорила с Васей, посоветовала ему переделать немного текст на сайте»; «Дизайнер, которого вы нам посоветовали, на мой взгляд, ужасный непрофессионал»; «нет,  я не так вижу этот проект» и прочие “полезности”.

Не торопитесь прыгать под трамвай. «Вот это вот все» не потому, что вы такой плохой, это потому, что кое-кому просто хочется доказать свою значимость. Уходите моментально, если понимаете, что кто-то третий (четвертый, двадцатый) старательно вас «топит». 

Тип заказчика «Волк в овечьей шкуре»

Пожалуй, самый опасный тип заказчиков для копирайтеров. Выявить можно так:

Вам пишут, что ничего не понимают в копирайтинге и с радостью доверяют вам будущее своего дела, потому что вы – профессионал, у вас рекомендации и вы все можете. Смущенно говорят, что есть только идея и они уже заждались концепции, блога, статей и так далее.

Сначала все чудесно: вы берете этого наивного ребенка, нянчите как своего, взращиваете, предлагаете даже больше, чем должны. Прямо-таки любить даже начинаете.

И тут вдруг получаете неожиданную реакцию:

  • Я вообще  не этого хотел, это все не то, у меня другая концепция;

  • Я изучил конкурентов, хочу как у них только круче, мне важно сделать все по законам SEO; Подгоняйте тексты, контент-план должен быть с учетом моих сезонных пожеланий;

  • Я думал, вы меня поняли, а вы без указки в виде ТЗ на 10 страниц ничего сделать не в состоянии».

От столь неожиданной метаморфозы вы жутко пугаетесь и даже проверяете: тот ли это человек прислала вам письмо? Тот, к сожалению.

А вот и утешительная конфетка: ничего плохого в ваших идеях нет. Это просто волк в овечьей шкуре. Это его хитрый способ самоутвердиться, выжать из вас максимум переделок бесплатно и указать на место зависимого.

Чтобы не рыдать от отчаяния после обнаружения «волка», уходите первым. Забирайте свой труд, верните частично деньги, если была предоплата. Не было? Плюньте.

Не позволяйте хищнику тратить ваше время и силы. Волки опасны и хитры, нечего с ними состязаться. 

Эпилог с пожеланием

Дорогие копирайтеры! Помните, что ваши время и нервы – дороже всего. Слушайтесь своего внутреннего человека, который вам и средства сэкономит, и приведет к правильным людям. Интуиция и опыт помогут вам не влезть в проблемы, от которых захочется убивать и разрушать. Ну их, эти проблемы, пусть без вас обходятся! 

Кстати, а у вас на заметке есть свои типажи опасных заказчиков? Если есть, то ждем-ждем в комментариях. И добра вам, конечно! 

 

Полезно прочитать:  Как написать поздравительную речь руководителя? Пошаговый план

Беги, копирайтер, беги! 5 типов заказчиков, от которых нужно с воплями убегать в закат


Надежда Сурина

Маркетолог, PR-специалист, Бренд-копирайтер

Наше радио и ULTRA – корреспондент, пресс-атташе, Радиостанция Серебряный Дождь – пресс-атташе и концертное агентство САТ – PR .

Журналист старой закалки. Универсал. Занимаюсь всем, от рождения идеи до ее воплощения. Пишу, пиарю, маркетингую или маркетирую, Создаю под ключ спецпроекты и идеологию брендов.

×

Беги, копирайтер, беги! 5 типов заказчиков, от которых нужно с воплями убегать в закат


Надежда Сурина

Маркетолог, PR-специалист, Бренд-копирайтер

Наше радио и ULTRA – корреспондент, пресс-атташе, Радиостанция Серебряный Дождь – пресс-атташе и концертное агентство САТ – PR .

Журналист старой закалки. Универсал. Занимаюсь всем, от рождения идеи до ее воплощения. Пишу, пиарю, маркетингую или маркетирую, Создаю под ключ спецпроекты и идеологию брендов.

Latest Posts


    avatar
    2 Цепочка комментария
    1 Ответы по цепочке
    0 Последователи
     
    Популярнейший комментарий
    Цепочка актуального комментария
    3 Авторы комментариев
    Петр ПандаСтелла АфанасьеваОльга Авторы недавних комментариев
      Подписаться  
    новее старее большинство голосов
    Уведомление о
    Ольга
    Гость
    Ольга

    Интересно, хоть одного копирайтера эта участь миновала? об подобных заказчиков набивают шишки очень многие, есть не сказать все

    Стелла Афанасьева
    Гость
    Стелла Афанасьева

    Знаю ещё один тип “Да я сам маркетолог!” Такой заказчик прошёл какой-нибудь курс обучения, где говорят обо всем на свете, в т.ч. и о том, какие тексты конвертят. Теперь горе-клиент знает волшебные секреты копирайтинга, которые дают 139,34% конверсии, а вот все остальное (включая живой интересный текст) – не работает. Если “повезёт” связаться с таким заказчиком, вы будете сначала подгонять текст под эти “волшебные” критерии, а потом объяснять, почему текст вышел какашечный. Собственно, ничерта вы не докажете и будете править до тех пор, пока не пошлете “маркетолога”. К счастью, выявить таких клиентов просто: при первом же контакте они начинают тестировать вас… Подробнее »

    Петр Панда
    Администратор

    Да, есть такой вариант:) Лично я с такими клиентами сразу же говорю коронный энкод Стива Джобса “Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать”. И затем сразу предлагаю выбрать: либо делаю я, либо сам заказчик. Ну вот попробуйте в автомастерской сесть напротив механика и учить его крутить гайки. В лучшем случае- вежливо отошлют пить кофе:)