У маркетологов есть такая поговорка: “Пытаясь продать всем, вы не продаете никому”. Почему так?
А потому, что распыляясь на всех, вы направляете свои усилия, время и деньги на людей, которым ваше предложение неинтересно.
Для того, чтобы захватить потенциальных покупателей и продать текстом, нужно определить целевую аудиторию (ЦА) вашего товара, услуги или статьи (да, даже информационные статьи пишутся для определенной ЦА).
Определение ЦА – это основа маркетинговой стратегии.
Каждый день на людей выливается масса информации и рекламы. Поэтому в вашем тексте на сайте они должны узнать себя, свои проблемы и нужды. Только так потребители обратят на вас внимание и поверят вам. А для этого вам понадобится знание своей ЦА.
Дополнительно:
Целевая аудитория: виды и сегментация
Целевая аудитория – это группа людей, до которой вы хотите достучаться с помощью своего маркетингового послания. Это тот сегмент, который скорее всего будет покупать ваши продукты или услуги.
Чем точнее вы определите ЦА, тем лучше вы будете понимать, какие рычаги воздействия использовать, чтобы стать более успешным в своей нише и добиться большей конверсии.
Выделяют два вида целевой аудитории:
- Основная – это ваш прямой покупатель, на которого ориентирован ваш товар или услуга. Тот, кто является инициатором покупки. Например, вы продаете плойки для волос. Соответственно вашей основной ЦА будут женщины.
- Косвенная – это те люди, которым принадлежит пассивная роль в покупке. В примере с плойками, косвенная аудитория – это мужчины (мужья, друзья), которые могут оплатить покупку, но инициаторами не будут.
Важно провести сегментацию основной аудитории. Проще всего это сделать по определенным признакам:
Возраст. Люди различного возраста по-разному реагируют на рекламные послания. У разных возрастных групп свои приоритеты.
Допустим, продать тинейджеру товар, потому что он в тренде и потому, что им все пользуются, не составит труда. А вот пенсионеру нужно дать реальную пользу этого товара.
География. Всего несколько брендов в мире, таких как Apple, например, могут позволить себе продажи по всему миру. Остальным (если только вы не продаете цифровые услуги) приходится задумываться над тем, где живут их потребители.
Хотя бы потому, что важно учесть, сможет ли компания доставить товар в ту или иную точку мира. К тому же важно помнить, что разные страны – это разные менталитеты. Поэтому текст, который сработает в одной стране, может быть совершенно неприемлемым в другой.
Психологические факторы. Создавая портрет ЦА, стоит задуматься о ценностях вашего потенциального клиента. О том, как он проводит свое свободное время. Что его беспокоит.
Например, если вы продаете игрушки для детей, нужно подумать о том, что важно их родителям: безопасные материалы, отсутствие мелких деталей, возможность отдохнуть пока ребенок играет.
Социальные факторы:
- уровень дохода (не слишком ли товар дорогой для вашей ЦА, могут ли эти люди его себе позволить);
- образование;
- интересы;
- семейное положение;
- потребности и желания;
- проблемы и заботы;
- социальные сети, которыми они пользуются;
- язык (не стоит обращаться на русском языке к тем, кто на нем не говорит);
- любимые вебсайты;
- покупательская мотивация – что движет теми, кто покупает или может купить ваш продукт;
- пол: женщины склонны принимать эмоциональные решения, а мужчины больше руководствуются логикой. Поэтому продающий текст для мужчин и женщин составляется по-разному;
- тревоги потребителя – что не дает им совершить покупку.
Рисуем портрет потенциального покупателя
Например, типичная покупательница плойки для волос – это женщина, возрастом от 14 до 35 лет, которая живет в Москве (географию можно расширить, в зависимости от ваших возможностей доставки).
Она хочет сделать прическу перед работой или выходом “в свет”, но не всегда имеет время и деньги на салон красоты. Она часто сидит в социальных сетях и хочет быть похожей на звезд с укладкой? но опасается, что плойка испортит ее волосы и быстро сломается от частого использования.
Имея такой подробный портрет ЦА, можно создавать убедительное послание, адресованное не абстрактной женщине с волосами, а конкретному человеку. Так вы сможете достучаться до проблем и закрыть все возможные возражения покупателя.
Не бойтесь отсекать лишнее. Ведь то, что вы ориентируетесь на определенную группу людей, не означает, что другим у вас покупать запрещено.
8 советов по составлению портрета целевой аудитории
Для более точного определения портрета ЦА можно сделать следующее:
-
- Изучить конкурентов: к кому они обращаются, на кого ориентируются. Вы можете пойти по их стопам или найти брешь в их стратегии и выделить тех, кого они не записали в свою ЦА, хотя и могли.
- Изучить существующих покупателей (если товар или услуга не новые): посмотреть что они чаще всего покупают, на что обращают внимание, кто они. Это можно сделать с помощью анкетирований и опросов (у нас даже есть статья о том, как проводить опросы пользователей), если вы владелец бизнеса. Или изучите комментарии, отзывы, если вы копирайтер.
- Изучить форумы и группы в социальных сетях, которые могут посещать ваши потенциальные покупатели. Узнайте, что волнует тех людей, которых вы считаете своей ЦА.
- Соберите семантическое ядро лексики людей, к которым вы будете обращаться (можете использовать Yandex.Wordstat). Не стоит писать текст адресованный тинейджерам в официально-деловом стиле, не поверят и не купят.
- Изучите свой продукт. Выпишите преимущества вашего товара или услуги. Напротив каждого преимущества напишите выгоду для потребителя. А теперь составьте список людей, которым могут пригодится эти выгоды.
Еще один вариант анализа ЦА – сегментация Марка Шеррингтона:
Что? (What?) – сегментация по типу товара: какие товары или услуги вы предлагаете.
Кто? (Who?) – сегментация по типу потребителя: возраст, пол, место жительства, семейное положение и т.д.
Почему? (Why?) – сегментация по типу мотивации к совершению покупки: чем руководствуется клиент, покупая этот товар или услугу? Какую проблему потребителя решает этот продукт?
Когда? (When?) – сегментация по ситуации, в которой продукт покупают: когда, в какой ситуации возникает потребность или желание купить продукт?
Где? (Where?) – сегментация по месту покупок: в каком месте контакта с клиентом можно повлиять на его решение приобрести товар? Где люди склонны покупать этот продукт?
Не сужайте ЦА искусственно. Например, вы предлагаете заработок на дому. Не ограничивайте свою ЦА только домохозяйками или мамами в декрете. Подработка из дома может быть интересна и мужчинам, которые работают с графиком сутки через двое, или временно безработным.
Тщательно продумайте все нюансы и выгоды от вашего предложения для разных категорий людей. И только потом отсекайте лишнее.
Используйте чек-лист для проверки правильности определения целевой аудитории. Как только вы окончательно определились с ЦА, проверьте себя еще раз, ответив на следующие вопросы:
- Достаточное ли количество людей отвечают моим критериям?
- Получит ли моя ЦА выгоду от моего товара/услуги? Почувствует ли она потребность в нем?
- Понимаю ли я, чем потребители руководствуются при принятии решений?
- Могут ли они позволить себе купить мой товар/услугу?
- Дойдет ли до них мое послание?
У нас есть отдельная большая статья-усилитель о том, как сегментировать целевую аудиторию. Обязательно изучите ее в качестве дополнения.
Примеры текстов для различных аудиторий
ЦА фирмы Whiskas – это владельцы кошек, которые заботятся о своих питомцах. Обратите внимание на лексику: мурлыка, любимица, пушистик и т.д. Это именно тот язык, на котором говорит аудитория фирмы, независимо от социального статуса и возраста.
Целевая аудитория на этом примере сужена до родителей детей от года до 4 лет, но при этом не ограничивается жителями высоток. Довольно грамотно составленный текст, который бьет по больным местам мам и пап – безопасности ребенка.
Вот пример, когда над портретом ЦА поработали неплохо, но само послание подвело под монастырь.Текст ориентирован на семейных людей среднего или чуть выше среднего класса, которые не знают иностранного языка.
Проблемные точки этой ЦА затронуты, но не раскрыты, плюс, впечатление от текста портят ошибки.
Целевая аудитория компании спортивных товаров для дома достаточно широкая: дети, мужчины, женщины. И сужать ее незачем, поскольку проблемы и цели тех, кто заказывает подобное оборудование, схожи, независимо от возраста и пола.
Беда в том, что текст не структурирован и подан большим куском. А это уже большой минус для его читабельности.
На этом примере автор текста отсек большую часть ЦА – женщин, хотя проблема потери волос для них тоже актуальна.
Пример неудачного определения ЦА на сайте, продающем дорогие аксессуары. Выходит, если человек не умеет подбирать часы и украшения, ему здесь делать нечего?
А на этом примере ЦА настолько размыта, что скорее всего, автор текста даже не пытался определить, кому он будет адресовать свое маркетинговое послание. Проще говоря, это пример дешевого биржевого материала, стреляющего в небо.
На примере текст для целевой аудитории из мужчин и женщин среднего и старшего возраста. Широкий сегмент, но дробить его незачем, поскольку проблема омоложения актуальна для многих.
Бонус: шаблон для составления портрета ЦА
Определение ЦА – задача непростая, поэтому чтобы облегчить ее для вас, мы подготовили шаблон с критериями сегментации.Шаблон для определения целевой аудитории достаточно прост и подойдет даже тем, кто очень смутно представляет себе правила маркетинга.
И еще немного об анализе ЦА
Разбивая вашу ЦА на сегменты, не бойтесь быть слишком избирательными (если это оправдано).
Если ваше послание подходит двум диаметрально противоположным нишам, то вы либо неверно его составили, либо неверно определили свою ЦА. Либо у вас уникальный универсальный продукт, который подходит и трактористам и светским львицам (что вряд ли).
Также думайте о том, что если к вашим критериям ЦА подходят всего человек 50 (если, конечно, у вас не слишком узкоспециализированный товар), то возможно, вам стоит пересмотреть портрет ЦА, который вы составили.
Чтобы облегчить себе работу по составлению портрета потребителя, изучайте блоги, статьи, которые рассказывают о вашей ЦА или предназначены для нее. Изучайте форумы, на которых “ваши люди” могут выражать свое мнение.
Определить целевую аудиторию непросто. Но как только вы узнаете, на кого нацелены все ваши усилия, вам будет значительно проще понять, как до них достучаться, какое рекламное послание будет работать с ними.
Поняв ЦА, вы сможете продавать услуги или товары более эффективно, не распыляясь на тех, кому это не нужно. И не теряя тех, кто заинтересован в том, что вы предлагаете. Так что овчинка определенно стоит выделки.
Кстати, еще одна полезная статья о создании рекламного текста и изучении целевой аудитории ждет вас по ссылке.
Добра вам!
Копирайтер, автор маркетинговых текстов
О небанальном копирайтинге. TG-канал полевых практиков
Ну, целевую аудиторию искать достаточно сложно, поэтому подобные полезные материалы на эту тему всегда приветствуются, если они действительно способны помочь эту аудиторию найти.
Мне понравилась статья))) потому что у меня есть интернет магазин детской одежды, и я только начинаю свое дело. Но, понимаю, что нужно учиться и учиться еще для того, чтобы грамотно составлять письма, с призывами приобрести товар. А самое сложное, для меня это было определить точку боли и выставить конкурентоспособные цены на товары. Буду учиться дальше)) Надеюсь. все получится.
Как определить целевую аудиторию? Это извечный вопрос, как и гамлетовское “быть или не быть”? И если основную часть мы порой безошибочно выделяем, то к косвенной надо подходить очень осторожно и внимательно. Ведь иногда она определяет до пятидесяти процентов продаж.
А зачем вообще работать только с целевой аудиторией? Да, автор пишет: “Пытаясь продать всем, вы не продаете никому”. Это понятно. Шансов больше. Но не отсекаем ли мы этим ту немаленькую часть, которая потенциально может стать клиентом, но выходит за рамки нашей работы?
Делается это для того, чтобы ее найти. Когда вы ориентируетесь на всех, вы просто получите малую долю клиентов. А если точечно поймете кому это нужно, ваши продажи будут в несколько раз больше.
Так вот и вопрос, а что лучше, распылиться на всех и получить мизер или точечно найти свою целевую аудиторию и получить хорошие продажи? Мне кажется ответ очевиден.
Достаточно подробный разбор. Пока читал, мысленно подбирал ответы на все вопросы, перечисленные в тексте для тех товаров, с которыми работал или сталкивался. Неплохой способ себя проверить или, если появятся несостыковки, то провести работу над ошибками.
Никогда не поздно переосмыслить актуальность предложения и, думаю, важно даже периодически переосмысливать. Положение вещей при котором текст работал год назад, может поменяться весьма существенно.
Уже давно занимаюсь копирайтом, но недавно захотел улучшить свои умения и обучиться чему-то новому. В принципе давно слышал о понятии ЦА о том, как с этой целевой аудиторией работать, как не отсечь часть людей, которых мог бы привлечь мой текст. Но только недавно понял, что лучше действительно заранее анализировать для какой целевой аудитории это нужно. В принципе думаю что некоторые советы буду применять, в частности из этой статьи. Но на достигнутом останавливаться не стоит.
Можно еще просто посмотреть, что именно вы рекламируете, и понять, кто именно мог бы этим пользоваться. Ответить на вопросы: “стал бы я сам этим пользоваться?”, “стала бы моя мама этим пользоваться?”, “стал бы мой друг этим пользоваться?” и так далее. Самый простой способ, на самом деле. Можно еще реально поспрашивать своих близких и друзей, если есть возможность. Ничего сложного.