Дедлайн — это крайний срок, к которому должна быть сделана работа. К примеру, если копирайтер договорился с заказчиком, что отправит статью в четверг — этот день и будет для него дедлайном.
С английского dead-line переводится как «мертвая линия», что, согласитесь, звучит устрашающе. Говорят, что первоначально так называли линию вокруг американских тюрем. Перешагнув ее, заключенный рисковал получить пулю в лоб.
К счастью, нам за срыв дедлайна подобное не грозит. Но если мы будем регулярно нарушать сроки, то быстро потеряем и заказчиков, и репутацию.
Как фрилансеру соблюдать дедлайны
- Планируйте время. Звучит банально, ибо это первое чему обязан научиться любой копирайтер, фрилансер, да и вообще человек, работающий с задачами. Если вы это по какой-то причине этого до сих пор не делаете, то срочно гуглите слово «тайм-менеджмент».
- Рассчитывайте на худший сценарий. Мы строим планы исходя из того, что все пойдет как по маслу. Но так бывает редко. Обычно в самый неподходящий момент гаснет свет, злобный вирус поражает компьютер, а орущая за окнами сигнализация мешает сосредоточиться. Поэтому всегда оставляйте запас времени и будьте готовы к неожиданностям.
- Разделите задачу на части. Для каждого этапа назначьте свой мини-дедлайн. Это позволит двигаться к цели равномерно, без суеты и нерешительности. В противном случае вас точно сожрет прокрастинация.
- Основную часть работы делайте в самом начале. Частая ошибка — откладывать все самое сложное на конец отведенного срока. Из-за этого время перед дедлайном сопровождается стрессом, паникой и бессонными ночами. Если как следует потрудиться в самом начале, то в конце нам останется лишь спокойно отполировать детали.
- Назначьте собственный дедлайн раньше официального. Он будет вашей «подушкой безопасности», на случай, если что-то пойдет не так.
- Дайте публичное обещание уложиться к сроку. Если честность не позволяет вам нарушать данное слово, используйте ее как дополнительный стимул. Как вариант, можно дать обещание себе самому, но это, конечно, работает не так хорошо.
- Давайте денежную гарантию. Например: «Выполняю задание точно в срок. Иначе — скидка 50%». Те, кто подобное практикует, утверждают, что это отлично мотивирует.
- Уберите на время работы все, что вас отвлекает. Закройте социальные сети и любимые форумы, выключите телевизор и накормите, наконец, орущего кота. Если вы не в силах расстаться с интернетом, то воспользуйтесь специальными программами для его блокировки.
Что делать, если дедлайн все-таки срывается
- Для начала — расслабьтесь. Это бывает даже с самыми матерыми профессионалами (хотя и нечасто). Главное, чтобы это не вошло в привычку.
- Как можно раньше предупредите заказчика о том, что не успеваете. Это позволит ему безболезненно скорректировать свои планы.
- Спокойно объясните причину. Заказчики — это не всегда злобные пришельцы-рептилоиды, а чаще всего такие же люди, как и мы, поэтому легко могут войти в наше положение. Только, пожалуйста, говорите правду! Распознать ложь гораздо легче, чем нам кажется. Она не стоит испорченной репутации.
- Назовите точную дату, когда закончите проект. Не «позже», не «на следующей неделе», а конкретно: 12 апреля. Постарайтесь уложиться — второй шанс вам, скорее всего, не дадут.
Будьте морально готовы к тому, что заказчик не согласится переносить дедлайн. Также будьте готовы отказаться от проекта. В этом нет ничего страшного: вы не Раб Лампы, а потеря заказчика — это еще не конец света. Следующий раз вы более трезво оцените свои силы и не допустите таких ошибок.