Начнем с академического определения. Аналитическая статья – это:
- Публицистический жанр, с помощью которого анализируются актуальные, общественно значимые события и процессы, выявляются их закономерности и причинно-следственные связи.
- Текст, в котором проводится анализ и сопоставляются факты на заданную тему, на основании чего делаются выводы о сложившейся ситуации.
То есть аналитическая статья – это мини-исследование. Автор выбирает тему, всесторонне ее изучает и выдает своей аудитории готовые ответы на поставленные вопросы.
Главные характеристики аналитической статьи
- Актуальность, злободневность. Нельзя сравнивать в этом жанре программы Qip и ICQ, потому что это уже никого не интересует. «Вечные» вопросы («Возможно ли восстание машин» или «Есть ли жизнь на Марсе») тоже не освещаются в рамках аналитической статьи.
- Конкретная, четко сформулированная тема или проблема. И она должна быть одна, иначе получится не статья, а обозрение.
- Широкая доказательная база. В этом основная сложность, а также фишка этого жанра. Копирайтер должен использовать большое количество разных (и достоверных!) источников, что очень трудозатратно. Но именно такой всесторонний взгляд делает статьи очень яркими, цепляющими и привлекательными для аудитории.
- Объективность. Это ловушка, в которую попадают многие неопытные авторы. Как бы результат анализа не отличался от мнения копирайтера, необходимо сохранить нейтралитет и выдать честный результат. Но это не значит, что авторская позиция вообще не может быть высказана.
- Четкая структура текста, логика и наглядность. Аналитические статьи, как правило, очень объемны. И надо максимально облегчить задачу читателю, чтобы он осилил текст. Подзаголовки, списки, иллюстрации здесь отлично работают.
- Наличие выводов, ответов на поставленные вопросы. Главный вопрос статьи не может оставаться открытым. Даже если тема – это текущий, незаконченный процесс, в заключении необходимо предоставить предварительные выводы и перспективы.
- Минимум эмоций и «художественности». Это не очерк или статья-мнение. Эмоции должны быть не у автора, а у читателя – от представленных фактов и нового взгляда на ситуацию.
- Соответствие целевой аудитории. Аналитические статьи на студенческих и банковских порталах – это две большие разницы. Какой бы серьезной не была тема, необходимо разговаривать с читателем на его языке.
Структура аналитической статьи
- ВВЕДЕНИЕ. По сути, главное требование к введению – это четко сформулированная тема. В зависимости от тематики, площадки размещения, требований заказчика здесь можно рассказать об «оргмоментах»: как и когда проводилось исследование, что за источники использовались и пр.
- АНАЛИЗ. В этой части непосредственно размещается изложение, сравнение, сопоставление и интерпретация всех данных. Здесь очень важна объективность и непредвзятость автора! Иначе статья из аналитической превратится в «заказную» или «авторскую».
- ВЫВОДЫ. Здесь подводятся итоги, составляются прогнозы, выдаются рекомендации. Только в этой части уместно высказать мнение автора и его позицию.
Зачем нужны аналитические статьи
Аналитическая статья – не самый простой и распространенный жанр в копирайтинге. Чтобы написать действительно интересную и полезную аналитическую статью, копирайтер должен специализироваться на данной теме (или потратить очень много времени на вникание и сбор информации).
В свою очередь, многие заказчики не осознают ценность данного жанра, предпочитая ему «обычный копирайт».
Грамотные аналитические статьи со свежим взглядом и интересной подачей:
- подчеркивают экспертность компании или автора;
- повышают доверие к бренду;
- увеличивают лояльность аудитории;
- позволяют стать «лидером мнений»;
- становятся отличным материалом для наполнения сайтов, блогов, рассылок.