В энциклопедиях и словарях абзац – это «отрезок текста между двумя красными строками». Нам это определение кажется неполным и слишком формальным. Поэтому предлагаем свое:
Абзац – 1) это отрезок текста, состоящий из одного или нескольких предложений, объединенных одной мыслью; 2) единица деления текста (больше фразы, но меньше главы), заключенная между двумя красными строками.
Зачем нужны абзацы
- Чтобы текст вообще можно было прочитать. Страница сплошной простыни текста пугает читателя ничуть не меньше красного шарика, торчащего из канализации.
- Для навигации по тексту. В разделенном на фрагменты тексте гораздо легче найти место, на котором отвлекся и прекратил чтение.
- Для логики. Абзацы позволяют автору выстроить логическую цепочку, отделить мысли одну от другой.
Структура идеального абзаца
Абзац – это мини-текст. Он выстраивается по тому же принципу, отличие лишь в объеме.
- Первое предложение – самое главное, т.к. содержит основную мысль. При диагональном чтении воспринимаются именно первые фразы абзацев. По ним читатель принимает решение, читать абзац полностью или пропустить.
- Раскрытие основной мысли, дополнительные факты и информация.
- Вывод, завершение мысли и плавный переход к следующему абзацу.
Длина идеального абзаца
По наблюдениям профессиональных копирайтеров, идеальный абзац – это 3 предложения, уместившиеся в 4 строки. Пример образцово-показательного абзаца из блога Б. Акунина:
«Один виртуоз-эквилибрист находится у меня в разработке для будущей книги, где он мелькнет периферийно, и рассказать о нем подробно не хватит места. А рассказать хочется, до того этот колобок румяный да укатистый. Впрочем, кто-то из вас про него наверняка слышал: товарищ Люшков Генрих Самойлович, он же Рюсикофу-сан».
Безусловно, 3 предложения на 4 строках – это не строгое правило, а лишь золотая середина, на которую следует ориентироваться. Абзацы в тексте должны быть разными по величине. Абсолютно одинаковые абзацы работают так же, как их отсутствие: делают текст монотонным и нечитаемым. Но слишком сильно дробить или, наоборот, растягивать мысли не рекомендуется.
Считается, что в тексте для размещения в интернете абзац не должен быть длиннее 6 строк.
Главный абзац в тексте
В копирайтинге и контент-маркетинге особое внимание уделяется первому абзацу текста. Именно он определяет, прочитает ли аудитория этот текст или закроет/пролистает страницу. Для первого абзаца есть отдельный термин – «лид» (от англ. Lead paragraph — ведущий абзац).
Оформление абзацев
Абзацы отделяются друг от друга двумя способами:
- Красная строка. Это отступ от начала строки размером с длинное тире. Его чаще всего можно встретить в книгах и других печатных изданиях.
- Вертикальный отступ. До и после абзаца добавляется пустая строка. Его используют в веб-документах.
Одновременно эти способы использовать нельзя.