В начале работы над текстами копирайтеры встречаются с понятием SEO-показателей и часто не знают, как к нему подступиться. В этом материале поговорим о технических показателях SEO-текстов, а также затронем скучные, но важные аспекты работы со статьями.
Об источниках информации
Для копирайтера крайне важно уметь хорошо гуглить. Да-да, здесь тоже есть чему поучиться. В интернете есть все, как известно — ваша задача уметь это «все» находить.
Как подбирать источники информации?
- Не ленитесь листать до второй, третьей и т. д. страницы в поисковике. Бывает, что крутой материал расположен далеко не на первых позициях в поиске. А ещё первые ссылки скорее всего писаны-переписаны десятком рерайтеров, поэтому рассматривать их как основные источники точно не надо.
- Используйте разные браузеры. Выдача в Яндексе и Google всегда разная. При работе над текстом проверяйте хотя бы два поисковика: так выше шанс найти достойные материалы.
- Смотрите материалы на иностранном языке. Например, англоязычный контент куда более разнообразный, чем русский. Для этого желательно владеть языком хотя бы на минимальном уровне, но и без этого можно обойтись — автоперевод есть во всех браузерах.
- Тематические форумы, Youtube, соцсети, электронные библиотеки. Здесь информацию искать дольше, но иногда можно найти отличные идеи.
Ещё пару советов:
- Проверяйте информацию на достоверность. Если тема не «абстрактная» и не субъективная, значит тезис из одного источника должен встретиться хотя бы на паре независимых сайтов.
- Не копируйте вслепую. «Наглый» рерайт — табу для копирайтера. Конечно, близкие совпадения с вашими источниками все равно будут (как никак, на одну тему пишите), но просто брать структуру чужой статьи не надо.
- Используйте кавычки в поиске. Чтобы найти точный запрос, заключайте его в кавычки. Помогает, если поисковик выдает «левые» темы.
- Личный опыт. Используйте свой багаж знаний, чтобы раскрыть тему по-новому. Если не уверены в правильности своих выводов, сделайте фактчекинг.
Вывод: Чем больше у вас информации на вооружении, тем лучше будет качество текстов. Даже если вы отличный спец в какой-то области, просмотреть другие материалы по этой теме будет нелишним
Важность проверки фактов
Качественная работа над текстом — это не только написание статей и знание SEO, но и работа с фактами, чтобы эти самые тексты получались достоверными.
Проверка информации перед публикацией текста называется фактчекингом. Без него не обходится любой материал, особенно если мы пишем информационную статью или «плаваем» в теме.
На что обращать внимание копирайтеру при фактчекинге?
- Первоисточник. Если вы ссылаетесь на какое-то исследование или новость, при работе над текстом ищите первоисточник, чтобы перепроверить высказывание. Не ленитесь смотреть сайты на иностранных языках — часто русскоязычный контент является переводом англоязычных статей. При работе над продающим контентом нужно изучать сайт компании и вопросы.
Если вы не нашли источник и видите, что информация на разных сайтах слегка отличается, лучше от нее отказаться.
- Имена собственные, топонимы, адреса, цитаты. Все это фактическая информация, в которой легко сделать ошибку при написании текста. Не забывайте проверять пол личностей, у которых из фамилии не понятно, он это или она.
- Новизна источника. Лучше ссылаться на актуальные первоисточники, чем на безнадежно устаревших динозавров.
- Авторитетность источника. Очевидно желтые сайты — это плохой источник для написания статьи, где вы не найдёте фактов. К тому же, так копирайтер подрывает репутацию сайта, где публикуется статья.
- Результаты выдачи в поисковике. Если вы сомневаетесь в фактах, которые предоставляете, просмотрите топ выдачи и что пишут другие сайты на эту тему. Если то, что вы написали, кардинально отличается от основной массы статей, разберитесь в теме глубже или объясните, почему вы идёте против течения.
Совет: используйте кавычки в поисковике, чтобы ваш поиск по тематическим фразам был точнее. Не забывайте просматривать выдачу в Google Books — там может скрываться первоисточник, с которого другие сайты рерайтят информацию
Уникальность текстов
Уникальность — самый понятный SEO-показатель текста в копирайтинге, однако не всегда высокий процент уникальности — это хорошо. Особенно если дело идёт о 100% технических показателях. Да-да, заветная «сотка» уникальности на сервисах проверки — не показатель хорошего текста. И это не всегда помогает SEO.
Среди многих заказчиков бытует мнение, что если Адвего, ETXT или Text.ru показали 100% уникальность — текст уже отличный. А если ещё и вода с тошнотой в пределах «нормы», то это просто счастливый билет в топы выдачи.
Давайте разберём, почему такой подход не верен.
Смысловая vs техническая уникальность
Техническая уникальность — это старый алгоритм проверки текстов в сети на плагиат. Раньше поисковики не умели анализировать тексты по поведенческим факторам и смысловой уникальности, поэтому техническая уникальность была одним из немногочисленных «сито» для определения хороших и плохих материалов. Сейчас настала эра LSI копирайтинга, но SEO в текстах все еще используются, особенно в дешёвом сегменте копирайтинга.
С технической уникальностью нужно быть осторожным по следующим причинам:
- Автор может забить на свой стиль. С неадекватными требованиями по проверкам человек вынужден делать правки в уже готовом тексте, менять удачные обороты на более слабые, переставлять куски местами — лишь бы понравилось какому-то сервису. Стоит ли говорить, что это ухудшает конечный вид текста и нервирует самого копирайтера?
- Это не помогает продвижению в топы. Поисковики стали умнее и уже не определяют качество текстов по техническим параметрам. Борьба с плагиатом в сети идет через сложную систему проверки качества текстов, а в топы все чаще выходят осмысленные экспертные статьи, чем идеальный материал с точки зрения SEO-показателей текстов.
Смысловая уникальность измеряется только «глазами». Если текст уникальный «по смыслу» — значит, он привносит что-то новое в заданную тему, его написали интересно и, как правило, своими силами.
Уникальный по смыслу текст не всегда способен быть 100% уникальным технически
Возьмём, к примеру, кулинарные рецепты. В них используют однотипные глаголы и ингредиенты, которые адекватно никак не перефразируешь. К сожалению, на биржах полно заказов на рецепты с требованиями 100% уникальности, и люди потом и кровью выруливают на максимальные технические показатели.
И вот, вместо простого «нарежьте лук» исполнители изощряются и пишут что-то вроде «нашинкуйте в сковороду мелко 100 граммов ароматного зелёного лучка». Вроде не так страшно, но если весь рецепт состоит из подобных оборотов, текст выглядит странно.
Стоит ли брать заказы с требованиями уникальности?
Зависит от вашего слога, тематики заказа, объёма текста и самих требований. Допустим, чтобы выбить в статьях о медицине даже 80% уникальности, надо очень постараться.
У всех заказчиков свои причуды, и если ваши работы совпадают с требованиями без страданий с вашей стороны, то такая работа не принесёт дискомфорта.
Однако если вы тратите на написание текста и подгонку по параметрам SEO по несколько часов, то тут либо стоит пытаться мягко донести свою позицию по поводу проверок, либо прекращать сотрудничество.
Подборка базовых советов для начинающих копирайтеров: важные принципы в работе над текстами
Сколько должно быть воды в тексте?
Вода в тексте — это SEO-показатель в копирайтинге, означающий информацию, которая не имеет прямого отношения к тематике текста. Две крайности — лить воду ведрами, либо убирать все проявления водности в тексте.
Давайте разберем, как найти золотую середину водности в тексте.
Чем меньше воды, тем лучше?
И да, и нет. Смысловую воду нельзя оценить количественно, поэтому здесь нужно смотреть на благозвучность текста. То есть, отказываться от цели «набивать символы». Вместо этого трезво оценивать каждое слово и избавляться от словесной избыточности.
Технический SEO-показатель водности частично помогает убрать смысловую. Проверяется она на специальных сервисах и зависит от количества стоп-слов:
- Междометий (вау, ничего себе, ух ты).
- Вводных слов (однако, несмотря на, бывает).
- Союзов, предлогов, частиц (и, на, в, по, вот, вон).
- Пустых прилагательных, без которых можно обойтись (истинный профессионал, невероятный продукт).
Где проверять техническую водность
Обычно заказчики требуют проверки на Advego, Text.ru и Istio. У каждого из сервисов свои нормы и алгоритмы по водности, поэтому пытаться добить водность на нескольких сайтах часто невозможно.
Рекомендуемые нормы водности:
- Text.ru – до 15%
- Istio – 60%.
- Advego – 55–75%
Совет: при работе над текстом всегда проверяйте рекомендуемые проценты сервисов проверки. Иногда у заказчиков слабое представление о показателях SEO, поэтому их цифры в ТЗ могут быть практически недостижимы
К тому же, на техническую водность нельзя полагаться слепо. Вам запросто могут подсветить важное прилагательное как воду, но убрать его — значить покалечить текст в угоду цифрам проверки.
Как убрать водность при написании текста
Смысловую воду убирайте критическим взглядом на свой текст.
Для технической воды сокращайте количество междометий, вводных слов, модальных конструкций, канцеляризмов и т. п. Если нужный процент не добивается, а текст уже иссушили до невозможного, попробуйте добавить символов или перестроить предложения.
Вывод: бояться SEO-показателя водности не нужно, однако относитесь к сервисам проверки осторожно. Тексты пишут для людей, а не для машин, поэтому трезво оценивайте рекомендации сайтов, чтобы не превратить текст в сухую инструкцию.
Что такое тошнота текста в SEO?
Тошнота текста —это заспамленность текста одинаковыми словами. Когда в тексте плотно расположены слова, тошнота текста больше. Это показывает, что автор текста льет воду или не заморачивается с синонимами в тексте, пишет текст однообразно и не ставит комфорт читателя во главу угла.
Пример выше наглядно показывает, как себя проявляет тошнота.
Прежде, чем разберем, зачем этот SEO-показатель копирайтеру , познакомимся с двумя его видами:
Классическая тошнота — корень из числа повторов самого распространенного в статье слова. Чем больше в тексте ключей, тем выше будет классическая тошнота. Объем статьи здесь не играет роли.
Академическая тошнота — коэффициент, который рассчитывается как процентное отношение повторов во всех морфологических формах к общему числу слов.
Зачем вообще нужна тошнота?
На заре Интернета в топы попадали только статьи с передозом ключевых слов. Затем подход изменился, и теперь поисковики ценят тексты для людей — написанные человеческим языком, по делу, без разлитой ведрами воды.
Нормы тошнотности придумали, чтобы улучшать качество текстов и избавить их от переспама, который вредит SEO.
Какие существуют нормы тошноты?
Разные сервисы предлагают свои цифры. Точных показателей никто не знает – алгоритмы поисковиков постоянно меняются и совершенствуются.
Вот какие цифры предлагают ведущие сайты для проверки:
- Advego – классическая тошнота зависит от объема текста, академическая – 5-15%
- Istio – классическая тошнота – 3-5%
- Тургенев – академическая тошнота – 10.5%
Как снизить тошноту?
Чтобы снизить классическую тошноту, удалите самое тошнотное слово или фразу. Делать это надо аккуратно — если захотите заменить синонимом, рискуете вырастить другой ключ вместо первого.
Академическая тошнота снижается при увеличении объема текста.
Вывод: уровень заспамленности важен для поисковиков. При работе над текстом полезно знать, как снижать или увеличивать тошнотность, однако это вовсе не главный фактор в ранжировании статьи.
Что такое ключи в тексте?
Не талантом автора единым тексты продвигаются в топы выдачи. Чтобы тексты находили через поисковики, нужно учитывать SEO-показатели текстов в копирайтинге.
Давайте разберем основу SEO — ключевые слова.
Что такое ключи. Простое объяснение для новичков в копирайтинге:
Ключевые слова — это запросы, которые пользователь вводит, когда ищет информацию. По ключевым словам и словосочетаниям поисковые системы определяют, что статья соответствует запросу. Чем точнее и органичнее ключи в статье, тем выше поднимается сайт в поисковой выдаче.
У ключевых слов есть три типа вхождений:
- Точное. Такие ключевые слова должны быть вписаны в текст как в ТЗ, без склонений и знаков препинания.
- Прямое. В этом случае слова в ключе можно разбавлять знаками препинания.
- Разбавленное. Такие ключи можно развивать дополнительными словами и менять словоформы.
- Морфологическое. В таком вхождении можно склонять или спрягать слова в ключе.
- Обратное. В таких ключах элементы могут меняться местами
- Синонимичное. Такое вхождение также служит для уменьшения плотности содержания ключей в статье. В этом случае допускается замена некоторых слов в ключе.
Ключи должны быть вписаны:
- Равномерно. Не нужно писать однокоренные ключи в одном предложении.
- Гармонично. Писать длинную скучную подводку ради того, чтобы вставить ключ – не лучшая идея. Старайтесь, чтобы все ключевые слова были в тему и на своем месте.
- В меру. Переспам ключевых слов вредит SEO-показателям и может выглядеть чужеродно в тексте.
- Незаметны. Идеально, когда ключевые запросы «не палятся». Например, ключ «купить очки Томск» в точном вхождении невозможно органично вписать в статью.
Несколько рекомендаций по ключам для начинающих копирайтеров:
- По-возможности склоняйте ключи и объединяйте похожие. Так текст будет выглядеть гармоничнее.
- Не берите заказы, где ключи не связаны с тематикой текста. Такой материал изначально обречен на провал, так как подобным образом уже давно никто не пишет.
- Не используйте кавычки для кривых ключей. Читерский способ вставить кривоватый ключ, это написать что-то вроде «Если вы наберете в поиске «купить купальник в Томске», то увидите в поиске сайт …».
- Распределяйте ключи равномерно и используйте к месту.
На этом все! Поиск источников, фактчекинг и SEO не так страшны, как кажется на первый взгляд (а LSI-копирайтинг тем более). Знать о технических SEO-показателях текстов и их принципах работы полезно, но впадать в маразм не нужно — на первом месте должно стоять качество материалов. Удачи!
О небанальном копирайтинге. TG-канал полевых практиков