Провокационный контент — это рекламные материалы, которые нарушают общественные устои. Сюда относятся иллюстрации с эротическим подтекстом, элементы черного юмора, каламбуры на грани приличия и все, что ломает наши привычные представления о «нормальной рекламе».
Примеры провакционного контента в рекламе:
Причина появления подобных материалов понятна: сегодня люди все чаще игнорируют рекламу. В наши дни ее стало слишком много и вся она, как правило, скучна, банальна и предсказуема. А провокационный контент — это уход от подобных стереотипов. Он вызывает общественный интерес и запоминается.
Что может провоционный контент в рекламе:
- Повысить узнаваемость бренда. Если материал стал «вирусными», то компанию запомнят всерьез и надолго.
- Увеличить охват аудитории. О компании узнают даже те, кого реклама обычно обходит стороной.
- Улучшить мнение о бренде. На фоне унылых и серьезных конкурентов компания будет выглядеть сообществом живых людей, у которых есть чувство юмора.
- И в конечном итоге — увеличить продажи за счет резкого расширения целевой аудитории.
Виды провокационного контента в рекламе
Вариантов провокационного контента великое множество — тут все зависит лишь от фантазии маркетологов. Вот несколько решений:
- Любая реклама «на грани» дозволенного. Ее размещают на баннерах, указателях и билбордах, в социальных сетях и в прочих местах, в которых ее быстро заметят и сделают вирусной. Помимо эротического подтекста и каламбуров, в ней можно использовать уничижительные намеки на конкурентов («троллинг»):
- Ньюсджекинг — поиск горячих новостей, которые можно адаптировать для провокационного контента. Здесь важно уметь быстро определять, как будет развиваться читательский интерес к теме. А заодно понимать: а допустимы ли вообще шутки в связи с этой новостью.
- Тренды и мемы. Отслеживать появление новых интернет-мемов и «прикреплять» их к своей компании. Например:
Ждун: известный мем на службе провокационного контента:
- Вирусные сайты. Прежде всего, это пародийные лендинги, которые поднимают читателям настроение. Но часто вполне достаточно наполнить сайт текстами, которые порвут все копирайтерские шаблоны. Яркий пример — знаменитая «Столовая № 100» в Астрахани, чей сайт стал вирусным за счет необычного контента.
- Нестандартный SMM-маркетинг и служба поддержки. «Зомби в телефонных гарнитурах» уже порядком всем надоели. На этом фоне колл-центры, где работают «живые» люди, будут выглядеть, как глоток свежего воздуха. Образец такой поддержки — «Рокет-Банк». Диалоги с его операторами периодически становятся хитами пабликов:
Пример провокации в виде фейкового диалога:
Итак, что же такое провокационный контент? Если просто, то это очень эффективный инструмент продвижения. Он способен мгновенно сделать бренд популярным и увеличить количество клиентов.
Негативный провокационный контент
При создании провокационнного контента обязательно нужно иметь чувство меры. Ни в коем случае нельзя переходить грань, за которой юмор превращается в откровенную пошлость или нарушает моральные нормы. Такое, к сожалению, порой случается. И в этом случае использование провокаций может привести не к позитивным, а негативным изменениям.
Так, например, бывали случаи, когда на создателей провокационных рекламных материалов подавали в суд и даже заводили на них уголовные дела.
Пример неэтичного контента с явной провокацией:
Но даже если до суда и не дойдет, негатвный провокационный контент может напрочь убить репутацию компании, распугать клиентов и навсегда обрушить продажи. Поэтому любые подобные материалы надо в обязательном порядке сперва тестировать на небольшой аудитории и внимательно отслеживать ее реакцию.