2024 г. Книга-компас. Прокрастинация всё. Прощай, болото!

"ChatGPT. Мастер подсказок". Хит продаж OZON

Написать

или

Что такое SWOT-анализ и как его правильно сделать? FAQ от эксперта

SWOT-анализ для бизнеса

ChatGPT & Графика. ДЛЯ СОЦСЕТЕЙ

ChatGPT & Графика. ДЛЯ СОЦСЕТЕЙ

* от практиков SMM

* от практиков SMM

КОНТЕНТ-ПЛАНЫ

ПОСТЫ, STORIES

ВЕСЬ SMM ЗА МИНУТЫ

КОНТЕНТ ЗА МИНУТЫ

Бесплатные тесты. Без карты

На русском. Без VPN

На русском. Без VPN

Бесплатне тесты. Без карты

Сэкономьте мн😲😲😲го тысяч на инфокурсах

* Книга от практиков, а не коучей. Вал реальной пользы по цене “просто книги”

Сильные промты & GPT-фишки? Это →


SWOT-анализ (или ССВУ) – это универсальный инструмент оценки компании, придуманный еще в 1963 году. На российском рынке этот метод стали использовать не так давно, поэтому интерес к нему, пожалуй, только возрастает.

В этой статье разберем, как пользоваться методом SWOT и чем он может быть полезен для бинеса и маркетинга.

Из чего состоит SWOT

Если расшифровать аббревиатуру, то мы получим:

S – straight (сильные стороны)

W – weakness (слабые стороны)

O – opportunities (возможности)

T – threats (угрозы)

Такой анализ объединяет все факторы воздействия на организацию в одну матрицу, состоящую из четырех составных частей:

В процессе своей жизнедеятельности на компанию влияет множество факторов. Их можно разделить на внутренние и внешние. 

Внешние – это те, что действуют на бизнес извне: экономические, геополитические, социальные ситуации и прочие факторы, на которые нельзя повлиять. 

Внутренние – это все действия, решения и нововведения, которые осуществляют сотрудники и руководители компании. 

Внутренняя среда компании состоит из:

  1. Органов управления: это менеджмент, который будет отвечать за выполнение задач и отчетность. Если в компании отсутствуют четкие бизнес-процессы, любые внешние проблемы приведут ее к краху.
  2. Маркетинга:  прозрачная маркетинговая стратегия, которая включает в себя рабочие решения по каналам привлечения клиентов, ценовой политике и аналитики всех рекламных активностей. Здесь важно держать “руку на пульсе” в вопросе окупаемости рекламных затрат;
  3. Финансов: для ведения дел бизнес должен спокойно обеспечивать свои ежемесячные оплаты: аренда, зарплата и прочие траты, необходимые для бесперебойной работы; 
  4. Производства: запускаемые продукты должны быть без изъянов и точно отвечать потребностям ваших клиентов. В этом помогут производственные кадры с нужными компетенциями. Текучка, нестабильное качество товаров и услуг быстро закроют любую компанию;
  5. Внутренний маркетинг: выделяю это в отдельный пункт, потому как взрослый человек треть своей жизни проводит на работе. Сейчас соискатель смотрит не только размер обещанной оплаты и станцию метро, но и на то, что работодатель может дать дополнительно: обучения, командообразование, личностный рост и т. п. 
Для того, чтобы компания могла спокойно противостоять внешним факторам, на которые она повлиять не может, все внутренние факторы должны работать исключительно на благо компании. 

Как провести SWOT-анализ

На этом блок теории можно заканчивать и переходить к практике.

Приведём пример SWOT-анализа для медицинской клиники “Здоровье” (название вымышленное), которая в своей работе использует психосоматический подход. 

На основе внутренних факторов, влияющих на компанию, мы и будем осуществлять подготовку. 

 Заполнив эту таблицу для SWOT, мы получаем исходные данные объективной оценки. 

Наша задача:

  • проанализировать полученные данные; 
  • выделить сильные и слабые места;
  • выделить “узкие места” и основные угрозы. 

Пример матрицы SWOT-анализа

Матрица SWOT для нашей клиники будет выглядеть следующим образом:

Возможности

Сила (преимущества)

Ускорить процесс адаптации новых врачей за счет программ обучения

Увеличить долю рынка за счет увеличения пациентов и роста сарафанного радио

Репутация и качество услуг

Эффективность докторов и их высокий уровень компетенций

Низкие издержки и финансовая стабильность

Опасности (угрозы)

Слабости (недостатки)

Потеря клиента из-за цен

Низкая конверсия из лида в прием из-за местоположения

Новые врачи долго адаптируются, что приводит к медленному росту пациентов и прибыли

Потеря клиентов в звонке из-за некомпетентности администраторов

Неэффективная ценовая политика

Географическое положение

Ограниченные мощности

Не гибкий к изменениям кадровый состав

Ограниченные возможности инноваций

Низкая заинтересованность линейных сотрудников (администраторы)

Расшифровка матрицы

Преимущества

У нас есть клиника психосоматической медицины, у которой за годы работы сложилась хорошая репутация.

Клиника работает в своем помещении, из-за чего производственные издержки равны выплате зарплат, расходных материалов и коммунальных услуг. 

То есть, у нас достаточно стабильное финансовое состояние и низкие издержки по сравнению с конкурентами

А ещё наши специалисты обладают уникальными компетенциями в лечении пациентов с хроническими заболеваниями. 

Слабые стороны

В клинике непродуманная ценовая политика – высокий потолок цен, отсутствует программа лояльности. Многим пациентам просто “не по карману” наблюдаться в нашей клинике. 

Следующий неутешительный момент – это географическое расположение: наша клиника расположена на окраине одного из спальных районов Москвы. Многие клиенты откровенно говорят, что им неудобно добираться до нас. 

Также есть проблема с работой административного блока. У них нет четких скриптов и многие звонки они “сливают” из-за своей некомпетентности. 

Все эти факторы создают серьезную угрозу будущему нашей клиники

Методики лечения уникальны, и не все доктора быстро адаптируются к работе, из-за чего масштабирование потоков клиентов занимает около года. 

Обратите внимание на блок “Возможности”.

Если мы составим программы обучения для новых докторов и администраторов, то сможем сократить в 2 раза срок адаптации сотрудников и быстрее увеличивать поток новых пациентов, не забывая про старых

Как следствие: от увеличения пропускной способности пациентов мы займем еще большую долю рынка. 

По таким правилам и в такой последовательности следует проводить swot-анализ. Выводы будут очевидны еще в процессе составления и в конце сформируются в перечень задач, которые помогут вашему бизнесу расти и развиваться. 

Плюсы и минусы SWOT

Сильная сторона такой методики заключается в ее мобильности и универсальности. Можно анализировать как бизнес в целом, так и отдельные его проекты. 

Из минусов – такое стратегическое планирование не динамично по времени. То есть, в нем не будут отражаться все изменения компании – придется составлять заново.

Ещё момент: метод Свот достаточно субъективен

Поэтому поручать составление такого важного стратегического инструмента лучше лицу незаинтересованному, не имеющему радикальных суждений по текущим делам компании.

Зачем такой инструмент нужен бизнесу?

SWOT-анализ поможет собрать вам внушительную информационную базу, с помощью которой вы сможете откорректировать бизнес-стратегию и сформировать тенденцию на будущее. Подобное планирование рекомендуется проводить хотя бы один раз в год. 

Мы живем во времена стремительных изменений, и корректировка вектора развития должна динамично вливаться в жизнь компании. 

Две главных причины провести SWOT-анализ для компании:

  1. Смена вектора развития, когда старая стратегия уже не приносит желаемых оборотов. Тогда маркетологу необходимо оценить реальное положение вещей в компании и предложить дальнейший план развития новой стратегии. 
  2. Выведение на рынок нового продукта. Здесь тоже важно взвесить все возможности, угрозы, слабости и преимущества продукта / компании

Советы специалиста

Как руководитель отдела маркетинга, могу посоветовать организовать для Свот-анализа отдельную проектную группу. Это позволит избежать субъективности, которая, скорее всего, будет влиять на результат при работе одного маркетолога. 

Чем крупнее компания, тем больше баз данных необходимо будет промониторить. Сделать качественно и в срок одному человеку сложно. Как правило, я привлекаю сразу же несколько сотрудников из разных отделов. 

В составлении SWOT у меня обычно участвуют: 

  • руководитель отдела маркетинга
  • маркетолог
  • руководитель отдела продаж
  • менеджер отдела продаж
  • бухгалтер
  • руководитель производства (в медицине – это главный врач)
  • исполнительный директор
  • заместитель директора 

Каждый участник проектной группы получает небольшое задание, с которым ему под силу справится без потери качества. 

Маркетолог формирует базу данных, вписывает туда свои наблюдения, а руководитель отдела маркетинга уже обрабатывает полученную информацию. 

В результате мы получаем объемную оценку ситуации в компании с цифрами, с умозаключениями нескольких руководителей и реальными выводами.

Такой подход делает SWOT-анализ сильным инструментом, который в течение нескольких лет поможет компании безбедно существовать.

Заключение

SWOT – это универсальный инструмент, который позволяет в короткие сроки провести качественную аналитику бизнеса. Для того, чтобы провести такой анализ, не обязательно иметь профильное образование по маркетингу. 

Достаточно иметь подробный план подготовки (его я дала в начале статьи) и иметь представление о том, как агрегировать полученные данные. 

Дальше все просто: задачи и сроки выполнения. Но это уже тема другой статьи.

Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!


Подписаться на новые комментарии или ответы
Уведомление о
guest
0 комментариев
Инсайты 2024
Уже в магазинах

 

Проект "Панда-копирайтинг"

Наша ТОП-новинка 2024

Спасибо, письмо отправлено!

Мы обязательно ответим в ближайшее время 🔔

Узнать больше
Тяни

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: