Синдром отличника – это «красивое» название для перфекционизма, который может очень мешать жить и нормально развиваться в карьере. Давайте разберем, откуда он берется и что с ним делать.
Прежде, чем приступим, приведу пример. У меня есть клиент, который работает в сфере медицины и ведет частную практику. Он говорит:
У меня 20 различных дипломов, лечу большинство телесных недугов, хватаюсь за голову, когда читаю, что пишут популярные специалисты, у меня огромный багаж знаний и я учусь на 10 курсах повышения квалификации в год.
Но каждый раз с клиентами или с коллегами чувствую, что я как будто первый день в профессии, стесняюсь высказаться, молчу, чтобы не сказать глупость и боюсь, что меня подловят на некомпетентности.
Прочитав это, многие бы сказали, что человек просто набивает себе цену и хочет, чтобы его похвалили. Что это за иррациональное поведение? Но человек действительно так себя чувствует и этому есть причина – тот самый пресловутый синдром отличника.
Что такое синдром отличника
Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Отличник боится неудачи, зависит от мнения других и преувеличивает последствия от своей неидеальной (= неправильной) работы.
Причины синдрома отличника
Все наши проблемы идут из детства и воспитания.
Родители допускают ошибки и строят коммуникацию с ребенком, не зная особенностей детской психики. Но мы не перфекционисты, поэтому совсем их не критикуем. А, наоборот, рассказываем информацию, которая поможет не допустить появление синдрома.
Вспомните себя на минуту 3-х – 5-ти летним малышом и мы вернемся в далекое прошлое.
Ребенку до определенного возраста требуется безусловная любовь. Это любовь без условий, любовь и хорошее отношение вне зависимости от того, что сделал ребенок.
Как часто бывает: родители устают, у них много своих взрослых проблем в отношениях и на работе, а тут ребенок, который 24/7 требует к себе внимания, времени и энергии.
Ребенок не умеет сочувствовать: он этому научится позже. А пока, он требует у родителей любви без поправки на их эмоциональное состояние. И когда он не получает любовь, он думает, что с ним «что-то не так».
Тогда ребенок начинает предпринимать действия, чтобы стать «таким», «понравится» родителям и получить за это любовь и внимание. А «понравится» – это иногда не проявляться, сидеть тихо, чтобы не разбудить папу и не мешать. Не самые конструктивные вещи для успешного будущего ребенка, правда?
Бывает и чуть сложнее: родители очень требовательны. Им на самом деле не нравится, что ребенок активно бегает, шумит, выглядит неопрятно, испачкался, говорит глупости, ведет себя неприлично и так далее.
Ребенок постоянно получает критику, словесные пинки и ругань. В более старшем возрасте – это «должны быть одни пятерки», «ты должен хорошо учиться» и т.д.
Тогда ребенок начинает адаптироваться, чтобы соответствовать не самым рациональным требованиям, опять же, чтобы получить хоть какую-то похвалу, внимание и любовь.
Очень важно помнить, что для ребенка вопрос внимания – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ребенок старается получить внимание любыми способами.
В обоих случаях для ребенка существует только два варианта: получит он любовь, внимание, похвалу или нет. Это те самые «садись, два» или «отлично».
Уже чувствуете зарождение синдрома?
Далее на недостаток безусловной любви и внимания накладывается избыточное внимание за «плохое» поведение.
Ребенок нарисовал рисунок: «Ага, красиво. Иди еще порисуй»
Ребенок разбил дорогую вазу: «Да что же это такое! Сколько раз я говорил(а) это не делать! Почему от тебя одно вредительство!»
И если мы помним про важность внимания для ребенка, то, что он будет далее делать? Правильно, в условиях недостатка искренних любви и похвалы за конструктивное поведение, он начнет продуцировать не конструктивное, чтобы получать хотя бы негативное внимание.
Негативное внимание для ребенка лучше, чем его полное отсутствие.
И подкрепляет появление синдрома «страх ошибки» или вовсе «запрет на ошибки», а также стремление к «идеальности». Это вытекает из вышеперечисленного.
Ребенок боится допустить ошибку, потому что точно получит критику, ругань, а то и ремень. Но допускает естественным образом. И каждая критика за ошибку подкрепляет в ребенке понимание, что ошибка – это страшно и их допускать нельзя.
И далее уже взрослый человек будет откладывать сложные дела, потому что будет бояться ошибиться.
Но делать их все равно нужно, поэтому в условиях горящего дедлайна сделает как попало последний момент или нарушит сроки
Когда ребенок изо всех сил старается, но им всегда недовольны – создается образ некоего далекого «идеала», к которому ребенку нужно стремится. Но идеала достичь невозможно. Таким образом в ребенке формируется концентрация не на результате, а на хорошей оценке за то, как он добивается результата.
Резюмируем. Откуда берется синдром отличника:
- Ребенком вам приходилось адаптироваться к ситуации в семье, чтобы получать любовь, внимание и похвалу (не шуметь, не раздражать родителей, не мешать).
- Родители были очень требовательны и требования были не самые рациональные (должны быть только пятерки, одевайся прилично, не пачкайся)
- Много ругали за ошибки и плохое поведение, мало хвалили за хорошие поступки
- Есть страх или запрет на ошибки
- Желание достичь идеала
Как еще понять, есть ли у вас этот синдром
Необходимо помнить, что у детей нет возможности (и инструментов) сравнивать. Дети берут за основу модель своей семьи и считают, что: «Да, именно так и надо». По этой причине, я часто слышу от клиентов: «У меня было отличное детство! Таких проблем, которые вы описываете у меня не было! Ну бывало, что критиковали, ну и что?».
Из-за того, что модель семьи для ребенка является единственной, она же становится и правильной, многие вредные действия родителей воспринимаются уже взрослым человеком как нормальные.
Я, как психолог, выполняю функцию «зеркала» и помогаю клиентам взглянуть на прошлые события под другим углом. Очень часто мы не знаем, какое из событий прошлого повлияло на нас и нужен взгляд со стороны.
Если вы утверждаете, что в вашем детстве не было того, что я описала выше – скорее всего у вас нет синдрома отличника. Но если вы найдете что-то про себя в следующих пунктах – вам нужно будет серьезно пересмотреть свое отношение к детству.
Быстрый тест для определения синдрома отличника
Подсчитайте число тезисов, с которыми вы согласились. Если вы согласны даже с третью из них, это уже серьезный повод задуматься:
- Вы считаете себя плохим специалистом в своей профессии
- Считаете, что у вас пока недостаточно знаний и опыта, чтобы продавать себя и свои услуги
- Боитесь, что вас «разоблачат»
- Боитесь допустить ошибку
- Переживаете даже из-за небольших ошибок несколько часов или дней
- Переделываете работу несколько раз или тратите больше времени, чем нужно, чтобы довести ее до совершенства
- Откладываете задачи и выполняете их в последний момент или вообще не делаете
- Боитесь показаться некомпетентным, сказать глупость
- Боитесь сдать работу, потому что чувствуете неуверенность в правильности
- Болезненно относитесь к критике и когда вам указывают на ошибки: расстраиваетесь или злитесь
- Не считаете, что даете какую-то ценность, поэтому не можете повысить цену на услуги или попросить зарплату выше
- Болезненно реагируете на мнение других людей, хотите им нравиться
- Хотите делать все идеально, ошибки приносят вам боль
- Критикуете и ругаете других за ошибки, не позволяете другим ошибаться
- Ошибка – это унижение для вас
- Критикуете и ругаете себя за ошибки
- Вы не уверены в себе как личность и/или как профессионал
- Когда ошибаетесь, считаете себя глупым
- Но даже, если все вокруг говорят вам, что вы сделали все идеально – вы все равно думаете: «Ну это можно было бы сделать лучше!»
Все вышеперечисленное – признаки синдрома отличника и того, что вы не наслаждаетесь жизнью и процессом работы. Скорее наоборот, ваша жизнь – это постоянное состязание на кубок мира.
Как синдром мешает жить
Жизнь отличника трудна
Отличник стремится заполучить только «первое место»: любой другой результат – это «поражение». Таким образом поездка в другой город превращается в «гонку на выживание». Необходимо посетить все известные достопримечательности, успеть все и сразу, в этот музей, туда-сюда. Но делает он это не ради удовольствия.
Отличник живет в постоянном напряжении
Когда существует только «первое место» – это огромная нагрузка. Сделать «идеально» или никак. Именно из-за перфекционизма человеку трудно приступить к задаче, которую он не знает как делать. И он откладывает ее или вовсе не делает.
Тем самым «отличник» отрезает себе путь развития, так как мы развиваемся только тогда, когда делаем новое и ошибаемся.
Отличник концентрируется на неудаче
Не смотря на то, что «отличник» стремится к лучшему результату, он постоянно концентрируется на ошибках. В процессе погони за ошибками часто теряется суть работы: зачем человек ее делает?
Жизнь, не допускающая ошибок, превращается в смерть
Любое новое дело связано с ошибками. Люди, не допускающие в свою жизнь ошибки, со временем перестают пробовать и делать что-то новое, получать обратную связь и не узнают новую информацию.
Отличник контрпродуктивен
«Отличник» тратит много времени на доведение результата до идеальности. Не допускает других, так как они не могут сделать идеально. Доводит шрифты в презентации до идеального соответствия. Безусловно шрифты в презентации важны, однако «отличник» переключается на второстепенные процессы и упускает действительно важные вещи.
Отличник концентрируется на оценке
Он не получает удовольствие от процесса и не работает на результат. Он ждет хорошую оценку за то, как он старался. И его не интересует финал. «Отличник» не может себе представить, что он будет делать после того, как все станет идеальным.
Он привык к постоянной борьбе с несовершенствами. Поэтому второй день работы в идеальной компании для него может стать причиной депрессии.
Отличник всегда недоволен и неуверен в себе
Особенно от этого страдают женщины: достаточно открыть социальные сети и посмотреть лощеные фотографии популярных блогеров.
Синдром отличника на работе
«Отличники» – первые, кто делает совещание неэффективным. Из-за чрезмерного внимания к мелочам встречи растягиваются на несколько часов или за час никто не успел обсудить действительно важные вопросы.
У такого руководителя всегда есть сложность делегировать: он просто не может доверить никому работу, потому что знает, что сотруднику выполнят ее не идеально!
Нет ничего плохого в том, чтобы правильно расставлять пунктуацию или быть внимательным к мелочам. Как говорят: «дьявол в деталях». Но синдром отличника – это другое.
Отличником руководит не радость от идеальной служебной записки, а страх, что кто-то увидит, что запятая пропущена и скажет ему об этом. Отличник будет переживать пропущенную запятую несколько часов, а критика воспринимается им как покушение на глубины его души.
Как же избавиться от синдрома отличника?
Все моменты из детства я прорабатывают с клиентом на личной или групповой консультации.
Для избавления от синдрома подходит глубокая проработка родительских отношений и родовой системы (например, по системным расстановкам Хелленгера) или когнитивно-поведенческая терапия, где мы работает с мышлением и поведением.
Кое-что вы можете сделать уже сами. Например, осознать, что в жизни не бывает ничего идеального и не бывает в точности так, как вы это запланировали.
Помните «закон Парето»: 20% усилий приносят 80% результата. Отличники же используют это правило наоборот и тратят 80% на доработку тех самых 20%.
Идеальности не существует, а еще есть страшная вещь – к идеальности можно прийти многими разными путями, и идеальность будет всегда разная, то есть – одного правильного решения не существует.
Вы должны себе разрешить делать.
Вы должны разрешить себе делать достаточно, вместо идеально.
Никому не нужна ваша идеальность и никто ее не оценит. В детстве вы неосознанно приняли решение, что, если сделаете все идеально, мама наконец оценит.
Не оценит – мама всегда будет недовольна. Быть довольным кем-то не зависит от его достижений. Мама должна быть довольна, даже если вы ничего не делаете! И я желаю вам научиться быть собой довольным, особенно, если вы ничего не делаете!
Лучшие книги про СО
Несколько книг, где подробно описывает синдром отличника и способы, как выгнать его из головы:
- Про перфекционизм очень хорошо написано у Боба Саливана и Хью Томпсона «Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше». Это моя любимая книга и написана она очень интересным и живым языком. В этой книге перфекционизм – только часть, основная суть книги в описании «Эффекта плато» и как из него выйти. Очень рекомендую к прочтению!
- Кевин Круз «15 секретов управления временем / Как успешные люди успевают все». Круз изучил опыт успешных людей и описал их приемы для повышения личной эффективности, которые реально работают. Многие приемы вас удивят! И это совсем не про тайм-менеджмент!
- Эрих Фромм «Человек для себя». Фромм пишет о современном кризисе человечества в целом. Человек поборол голод, болезни, живет в достатке, но почему человек не счастлив? Здесь вы найдете много неожиданных ответов, в том числе про перфекционизм.
- Байер Майк «Как не pro*бать свою жизнь». Мотивационная книга о том, как нужно просто отбросить все эти названные «синдромы» и начать жить полной жизнью. Иначе говоря – перестать самому себе мешать.
- Елена Ромова «Синдром отличницы». Более прицельная книга про перфекционизм, написана как роман и засчет этого легко читается.
Психолог, бизнес-консультант, руководитель маркетингового агентства. Преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и Московской Академии Предпринимательства. Выступаю на ТВ, пишу для СМИ
Мне это знакомо. Сам был отличником в вузе и школе, но когда эти мероприятия закончились очень тяжело было по жизни. Нужно было мериться с несправедливостью и перфекционизмом. Когда я узнал об этом синдром стал работать над собой и начал радоваться ошибкам. Теперь я успешный бизнесмен и я знаю, что только ошибаясь становишься лучше.
А как не спутать синдром отличника с ответственностью? Или одно вытекает и другого? Когда уже нужно менять себя, а когда вполне нормальный взрослый ответственный человек?)) И момент про не допуск других к делу – да, так часто поступают перфекционисты, им кажется, что никто не сделает лучше, чем они сами. Хотя мне кажется в некоторых случаях такой человек не может работать в команде. И дело тут больше в лидерских качествах.
Ответственность – это понимание, что любое Ваше действие и бездействие понесет последствия и результаты. Это прогнозирование и расчет последствий и результатов. Не винить других и внешние обстоятельства – задавать вопрос себе: “как так получилось?”.
А Синдром отличника – это доведение работы до идеальности. Когда человек не сдает работу, всё пилит, пилит её. Или не берется, или не делает, откладывает. Как раз “отличник” – боится ответственности.
В коллективе сложно работать с этим синдромом. Тем более, когда вокруг люди им не страдают, а ты, по сути, – белая ворона. В свой адрес слышу часто: “Будь проще!” И я-то понимаю, что они правы, но продолжаю переживать по разным поводам – и тем самым нервирую сотрудников.
закончила в свое время школу с золотой медалью, в институте также в учебе не пасла задних, не скажу, что это есть хорошо. Хорошо, что иногда можно остановиться и сказать себе, что не нужно быть всегда первой. Это и честолюбие тоже, ведь иногда хочеться быть слабой, и это правда. Я остановилась вовремя, не стала идти по головам коллег, чтобы стать большим начальником. Все просто, я влюблилась ;)) И хорошо, что мой любимый был из другой сферы, и не знал, какая я требовательная на работе 😉 Думаю, что мы не были вместе. Иногда нужно волшебный пинок от судьбы, чтобы поставить правильные тприоритеты.