К сожалению, не все заказчики согласны с тем простым фактом, что за написание текстов следует платить. Им это кажется блажью, глупостью и пережитками прошлого. Вот и появляются в Сети моральные уроды, которые “кормятся” тем, что так или иначе обманывают копирайтеров.
Да, понятно, что развести копирайтера – далеко не верх доблести. Многие из авторов действительно открыты, добры и доверчивы. Мало того, ради уверенного будущего и золотых гор они готовы многое не замечать. А замечать – нужно.
Для тех, кто еще витает в розовых облаках и кормит единорогов конфетами со вкусом кокоса, я подготовил этот отрезвительный материал.
Читать его нужно всем, кто не так давно пришел в копирайтинг и пока еще не знает всех акульих правил этой профессии. Не знаю, что там многим обещали златокудрые коучи с честными глазами на курсах “успешного успеха”, но в реальности все немного иначе.
А вот как иначе и как не попасть в ловушки всяких проходимцев, мы сегодня и разберем.
Содержание статьи:
ToggleГлавные схемы обмана копирайтеров
Существует несколько “горячих” вариантов, с помощью которых чаще всего обманывают копирайтеров. Они различны по своему формату, но в основе их всегда лежит один и тот же принцип: вы сначала много работаете, а потом много грустите.
Чтобы подобного не произошло, рекомендую изучить эти способы подробно.
Принял текст и исчез
Сей дивный способ работает на специализированных форумах, в соцсетях и на сайтах фриланса, где копирайтер не защищен системой проведения сделок, как это, например, реализовано на биржах контента. Схема обмана проста до безобразия:
Заказчик-редиска, отыскав контактные данные копирайтера, предлагает ему выполнить заманчивый заказ. Как только автор отправляет готовую работу, обманщик перестает отвечать на сообщения, а иногда и вовсе удаляет свой профиль на сайте.
Как бороться с “потерянными заказчиками”? Есть 2 способа:
Во-первых, лучше вообще не браться за выполнение заказа без предоплаты. Второй способ заключается в том, что копирайтер отправляет заказчику лишь часть готовой работы, а остальное работодатель получает лишь после стопроцентной оплаты.
В принципе, можно еще и посылать текст в виде скриншота, но этот метод защиты откровенно слаб: кому нужно, тот не полениться набрать в Word материал с изображения.
А еще – сегодня уже есть программы и расширения, которые считывают информацию даже с картинок.
Бесплатное тестовое задание
Это, пожалуй, самый известный способ обмана копирайтеров на планете Земля. Принцип его прост, как кошачий хвост: вам обещают золотые горы в обмен на “маленький такой текстик в 5 000 знаков, просто чтобы понять ваш стиль”.
Впрочем, бывают и вариации. Я, например, слышал на нашем формуе копирайтеров ForCop историю о том, как человеку предложили сделать тестово 5 статей по 10 000 знаков … .
Что должно настораживать в этой схеме? Во-первых, сам факт требования бесплатного тестового задания. Если человек вообще просит что-то делать для него бесплатно, он уже с гнильцой. Я серьезно.
Нормальные, адвекватные люди понимают, что с тех пор, как в 1861 отменили крепостное право, уже нельзя просто взять и попросить человека работать бесплатно. Это непорядочно.
Впрочем, сам факт бесплатного тестового задания еще не означает, что человек – мошенник. Может, он просто хитро@опый, такое тоже сегодня – не редкость. И все же это очень серьезный звоночек.
Во-вторых, очень сомнительна схема, при которой вам не дают какой-то конкретной темы. Дескать, “напишите что-нибудь сами о строительстве” или, скажем, о ремонте сантехнике в Саратове. Так обычно делают самые ленивые кидалы, которым все равно, что потом размещать себе на сайт или отправлять в магазины статей.
Но даже если вам дают тему, это тоже ровным счетом ничего не значит. Часто заказчики-редиски специально составляют список тем и раскидывают их по аккаунтам. Даже если напишет половина авторов, уже хлеб.
Наконец, будьте особо осмотрительны с теми, кто предлагает “писать в личку” и игнорирует публичные комментарии. Как правило, такие деятели боятся огласки и “втихаря” проворачивают свои темнейшие делишки через личные сообщения.
Так что, получается, вообще не делать тестовых заданий? Лично я бы советовал вообще не делать, потому что работать с гниловатыми людьми уже не очень правильно, но … . Но бывает масса обстоятельств, а потому только на свой страх и риск.
Кстати, практически не относится подобное предостережение к работе с заказчиками, которые предлагают написать всего несколько абзацев для теста. Как правило, они действительно лишь хотят посмотреть ваш стиль. Выгоды с таких “кидков” – как загара у воробья, что делает такие тесты практически прозрачными.
Работа “в штате” и “оплата в конце месяца”
Теперь мы и подошли к не самому частому, но, пожалуй, самому дорогому и обидному варианту. Здесь все просто: вам предлагают либо работать как вол в штате за копейки в качестве “тестового периода”, либо предлагают оплачивать работу в конце недели, месяца, года, жизни и так далее.
Сначала о “штате”. Даже если вас не кинут, велика вероятность, что нагрузят на вас всю ту дрянь, которую нормальные авторы делать не хотят даже за куда более серьезные суммы. Вам же (даже если заплатят какой-то мизер) придется весь этот бардак разгребать, параллельно мечтая о нормальной работе, “когда вы себя покажете”.
Увы, финал обычно трагичен: когда вы все разгребете, от вас могут запросто избавиться. Ничего личного, просто бизнес … .
Теперь об оплате “в конце месяца”. Здесь тоже все стандартно: вы пишете много-много текстов, надеясь разом получить затем огромную кучу денег, а в результате получаете … правильно, огромную фигу.
Для таких разводов кидалы даже нередко создают фейковые сайты компаний, ведь стоит это сегодня копейки. А можно и просто скопировать чужой сайт, например.
И не думайте, что вы будете одиноки. Обычно параллельно подбирается группа авторов, которых по полной нагружают на весь период. Давайте просто посчитаем ради забавы, сколько можнео заработать на таких схемах:
Скажем, в день вы пишете 5 статей по 2 000 символов. Это 10к символов. 30 дней – 300к символов. Умножаем, пусть даже на 30 рублей – 1 000 символов (если скидывать быстро в магазинах статей).
Итого – 9 000 рублей. А если авторов 10 – это … правильно, 90 т.р. А если 40?! Смекнули, насколько все серьезно?
Совет только один: никогда не работать с “оплатой потом”. Я сам заказываю статьи, я знаю эту кухню. Лично мне даже долг по оплате 1 статьи, пусть и всего на пару суток, – уже неприятно и “осадочек”. О каких десятках тысяч знаков и неделях вообще можно говорить … .
Вал критики
Подлый и дешевый прием, который чаще всего используют при работе с новичками. Принцип такой: после сдачи материала на автора выливаются ведра совершенно пустой и незаслуженной критики.
Давя своим «авторитетом», клиент начинает утверждать, что-то вроде «уже N лет работаю с целыми ордами копирайтеров, но такое го@но, как ваш текст, встречаю впервые».
В ход идут любые доводы, которые могут убедить начинающего копирайтера в его полной никчемности. После ведер лжи и уничтоженной на корню самооценки исполнителю предлагается один из двух вариантов:
Вариант первый – заплатить очень маленькую часть первоначальной суммы, руководствуясь, якобы, жалостью к копирайтеру. Как ни странно, но после такой информационной обработки некотрорые авторы часто соглашаются на любые копейки.
Мерзок способ тем, что явная ложь калечит новичка, заставляет его считать себя никчемностью, коей он вовсе не является. После такого люди ломаются и уходят из профессии. Я бы за подобное давил подлецов бульдозерами.
Вариант второй – охаять работу, посоветовать ее спрятать подальше или даже удалить. Естественно, сотрудничество разрывается со стороны заказчика ввиду «полной некомпетентности автора». Каково же будет удивление копирайтера, когда вбив в Google часть текста из своей работы, он найдет ее размещенной на каком-нибудь сайте.
Да, все совершенно верно, вал критики – это всего лишь способ заставить вас забыть про оплату. После чего работа спокойно размещается или перепродается.
Важный момент: иногда критика идет реально по делу. Есть, увы, есть такие авторы, которым и вправду рановато еще писать. Но, как правило, если у других клиентов нормально, а тут вдруг попался этакий ухарь, дело не в вас, а в нем.
Мимо кассы (схема обмана копирайтеров для бирж)
Этот нехитрый способ активно используется практически на всех биржах уникального контента. Заключается схема обмана в следующем:
Хитрый дядя (или тетя) отправляет копирайтеру личное сообщение, предлагая сотрудничество в обход системы. Чаще всего клиент объясняет это тем, что не хочет платить процент бирже.
К сожалению, нередко копирайтеры соглашаются, ибо совершенно не прочь сэкономить на комиссии. Да и хорошие заказы лишними бывают редко.Как вы уже поняли, получив готовую работу, дядя-тетя перестает реагировать на сообщения копирайтера.
Помните, что биржи запрещают работать напрямую, поэтому “кинутого” никто не защитит. Биржам попросту неинтересны варианты, когда вы лишаете их заработка, поэтому (нередко) заказчику даже ничего не бывает.
Два текста вместо одного
Знаете, как обманывают копирайтеров “наполовину”? Схема такая: после получения текста клиент начинает совершенно необоснованно придираться к материалу. Один из главных признаков – требование переписать все заново.
Да, бывает, что материал и вправду ужасен, не нужно вешать на всех клиентов ярлык мошенника. Я же говорю о тех случаях, когда вполне достойный текст работодатель требует кардинально изменить без видимых на то причин.
Итог: после получения переделанного материала заказчик получает два разных уникальных текста по цене одного. Иногда, кстати, когда копирайтер – тонкий ценитель хождения по граблям , число “копий” может доходить и до 3-4-5.
Бороться можно тремя способами:
Способ предварительный. С помощью четко составленного ТЗ: когда вы имеете на руках работу, написанную точно по техническому заданию, мошеннику будет уже трудно к вам придраться.
Способ “по факту”. Вам нужно всего-то дать заказчику наш специальный бриф для точечной доработки текста, размещенный в сборнике ТЗ для копирайтеров. Он разработан именно для ситуаций.
Способ “системный”. Если вы работали через систему бирж контента или сайтов фриланса – подавайте в арбитраж, там нередко помогают и осаживают таких заказчиков.
На этом FAQ о способах обмана авторов объявляется закрытым. Если у вас есть какие-то собственные наблюдения, дополнения или вы знаете другие способы, давайте поговорим в комментариях.
Добра вам!


Нейротексты
Промпты, советы, секреты и фишки ИИ-копирайтинга

Нейропанда
От авторов "ChatGPT. Мастер подсказок" и AI-сервиса NeuroPanda. Практика промптинга

Нейротексты
Промпты, советы, секреты и фишки ИИ-копирайтинга

Нейропанда
От авторов "ChatGPT. Мастер подсказок" и AI-сервиса NeuroPanda. Практика промптинга