Рассказываем, как создать логобук, что такое бренд-регламенты и почему создание логобука не поможет построить успешный бренд.
Содержание статьи:
ToggleЧто такое логобук
Логобук (logobook) — это документ, в котором описаны правила работы с логотипом. Это своего рода «инструкция по эксплуатации», в которую входит информация, как можно и как нельзя использовать логотип на носителях фирменного стиля: визитке, рекламном баннере или вывеске.
Обложка логобука «Иви»
Отсутствие правил чревато последствиями. Например, вы заказали у типографии печать визиток, вам привезли домой готовую партию и тут началось:
- логотип бледно-серого цвета вместо черного;
- название компании вовсе не пропечаталось;
- ваши имя и фамилия написаны странным курсивным шрифтом.
Причины этих бед просты: типография не знала цветовой код и минимально допустимый размер логотипа, а для ваших инициалов выбрала первый попавшийся шрифт.
Логобук позволил бы избежать этих неприятностей и сэкономил бы вам деньги, время и нервы.
Виды бренд-регламентов
Логобук
Логобук — это наиболее простой документ, в котором регламентируется работа с атрибутами фирменного стиля, в данном случае только логотипа.
Пример логобука Иви:
Гайдбук
Полное руководство по визуальной системе бренда называют гайдбуком (guidebook, guideline, гайдлайн). В первой части гайдбука описывают элементы фирменного стиля: логотип, брендовые цвета, шрифты, паттерны, иконки.
Во второй части определяют приёмы, по которым будут создаваться дизайн-макеты для сайта, социальных сетей, презентаций.
Пример гайдбука МТС:
Брендбук
Следующий по сложности документ — это брендбук, в котором, помимо фирменного стиля, есть раздел, посвященный стратегии развития бренда.
В этом разделе описывается целевая аудитория, позиционирование, рациональные и эмоциональные преимущества продукта, характер и суть бренда.
Пример брендбука X5 GROUP:
Бранчбук
Бранчбук (branchbook, retailbook, ритейлбук) — специфический документ, предназначенный для брендов розничной торговли, у которых много торговых точек.
Задача бранчбука — показать, как должны выглядеть магазины с точки зрения архитектуры зданий, оформления фасадов и интерьера.
Пример бранчбука «Пятёрочка»:
Логобук — это не только самостоятельный документ, но и раздел гайд-, бренд- или бранчбука, посвященный исключительно работе с логотипом.
Как самостоятельно создать логобук
Если вы решили создать логобук, не обращаясь в брендинговое агентство или к дизайнеру-фрилансеру, действуйте следующим образом:
- Найдите в интернете логобуки, которые подходят вашей компании по стилистике, композиционным решениям, цветам или шрифтам.
- Определите примерный набор носителей, где будет использоваться логотип.
- Напишите правила работы с логотипом, опираясь на примеры из других логобуков и наши советы.
Основные разделы логобука
Базовые элементы
Первый элемент, который входит в логобук — это основная версия логотипа, которая в общем случае может состоять из шрифтовой части (названия бренда) и фирменного знака (символа). Показываем картинку с логотипом и описываем те смыслы и значения, которые мы заложили в графику.
Базовые элементы логотипа «FleetLay»
Затем переходим к дополнительным версиям логотипа. Здесь могут быть разные варианты оформления, например:
- вертикальная, горизонтальная и квадратная компоновки логотипа;
- вариант с упрощенной графикой (для аватарок, фавиконок), если основная версия логотипа содержит много мелких элементов;
- версия логотипа с названием компании на иностранным языке;
- версия со слоганом или дескриптором (подпись, которая поясняет сферу бизнеса).
Дополнительные версии логотипа «Технониколь»
Принципы построения
Чтобы смонтировать логотип на крыше здания или нанести в виде граффити на стену, потребуется макет с модульной сеткой, который определяет основные размеры, пропорции и взаиморасположение частей логотипа.
Построение фирменного знака «ПСБ»
Если логотип может быть построен с помощью геометрических примитивов (окружности, прямоугольника, линии), нарисуйте простую схему с минимумом данных. Ниже приводим пример с фирменным знаком «Норникеля».
Построение фирменного знака «Норникеля»
Охранное поле и минимальный размер
В логобук должна входить информация об охранном поле — пространстве вокруг логотипа, которое всегда должно оставаться пустым. Тексты, изображения, графические элементы и край макета не могут заходить в эту зону, чтобы не искажать восприятие логотипа.
Не существует универсальных правил для определения границ охранного поля. Например, можно взять за основу букву из названия компании как в примере ниже.
Чтобы логотип оставался хорошо различимым при печати и в цифровой среде, нужно указать его минимальные размеры (в миллиметрах и пикселях соответственно).
Охранное поле и минимальные размеры логотипа «Ростелеком»
Цветовые сочетания
Пришло время поговорить о цветах. И речь не о флористике, а о точных цветовых кодах, которые вы должны установить для ваших фирменных оттенков. Рекомендуем приобрести специальные вееры-справочники, чтобы найти соответствие между следующими цветовыми моделями:
- CMYK — используется, когда точность воспроизведения цвета при печати не критична;
- Pantone — позволяет напечатать цвет максимально точно за счет смесевых красок;
- RGB и HEX — используются для отображения фирменных цветов на экране;
- Oracal и Ral — понадобятся для изготовления вывесок.
Фирменные цвета соцсети «Одноклассники»
Теперь определяем допускаемые цветовые сочетания для логотипа и фона. Если логотип сливается или плохо смотрится на фоне, запрещаем такое сочетание. Не забываем также о монохромной (одноцветной) и черно-белой версиях, которые могут использоваться при ограниченных возможностях печати.
Цветовые сочетания для логотипа «МТС»
Недопустимое использование
Как показывает практика, дизайнеры в типографиях и рекламно-производственных агентствах любят «издеваться» над чужими логотипами: изменять пропорции, менять шрифты, перекрашивать, добавлять тени и блики, подкладывать текстуры и градиенты.
Чтобы не допустить подобных «зверств», в логобуке обязательно пропишите то, что с логотипом делать нельзя. Не забудьте написать и о тех нарушениях, которые кажутся вам очевидными, потому что желающие их совершить обязательно найдутся.
Недопустимые операции с логотипом «МТС»
Кобрендинг
В случае зонтичного бренда рядом с основным логотипом нужно поставить название подразделения компании (или саббренда). Такая же ситуация возникает в случае двойного брендинга, когда один логотип совмещается с логотипом компании-партнёра.
Обычно используется простая схема: два логотипа ставятся рядом друг с другом и разделяются линией.
Размещение логотипа «Иви» вместе с логотипами партнеров
Правила использования
Завершаем наш труд примерами использования логотипа на различных носителях фирменного стиля. В этом разделе не просто приводим картинки, а описываем полезные для наших подрядчиков правила и принципы.
Например, даём рекомендации по шрифтам, стилю текста, композиции макетов.
Правила использования логотипа «Альфа-Банк»
Форматы и стили текста логобука
Обычно логобуки верстаются в горизонтальных форматах А4 или 16:9, которые наиболее удобны с точки зрения размещения контента. Все рассмотренные выше руководства созданы именно в этих форматах.
Реже применяются квадратный и вертикальный форматы, однако выбор всегда остается за вами.
Руководство для ЖК «Татлин» в квадратном формате
А вот стиль текста должен соответствовать характеру бренда. В логобуке «Иви» стиль текста ближе к разговорному, потому что бренд дружелюбный и эмпатичный. У «Норникеля» тональность ближе к официально-деловой, так как организация солидная и проекты у неё государственного масштаба.

Для печати готовят версию с правильным цветовым пространством и вылетами под обрез. С этими нюансами поможет типография.
Примеры логобуков крупных брендов
Рекомендуем изучить следующие руководства по использованию логотипа:
Иви (логобук)
- Формат: горизонтальный 16:9
- Стиль текста: убедительно-позитивный, разговорный
- Особенности: в основном описаны требования для использования логотипа в цифровой среде
Одноклассники (логобук)
- Формат: горизонтальный 16:9
- Стиль текста: информационный
- Особенности: минималистичный документ, где нет ни одной лишней буквы
Открыть пример логобука в новом окне
Технониколь (в составе гайдбука)
- Формат: горизонтальный А4
- Стиль текста: информационный
- Особенности: максимально подробный документ, в котором описаны правила использования логотипа на всевозможных носителях (даже на бумаге, дереве и коже)
МТС (в составе гайдбука)
- Формат: горизонтальный 16:9
- Стиль текста: убедительно-позитивный
- Особенности: документ подразделяется на два раздела, посвященных корпоративному и коммуникационному логотипам
ПСБ Банк (в составе брендбука)
- Формат: горизонтальный А4
- Стиль текста: информационный
- Особенности: много примеров для оформления деловой документации
Открыть пример логобука в новом окне
Создание логобука: финальные советы эксперта
1. Приступайте к разработке без мандража, ведь процесс этот итерационный — изменения можно и нужно вносить с течением времени.
2. Уделяйте особое внимание не тому, что можно делать с логотипом, а тому, что делать нельзя. Фантазию ваших подрядчиков нужно по максимуму ограничить.
3. Отсылайте подрядчикам не только логобук, но и файлы логотипа в разных форматах и цветовых моделях. Это позволит предотвратить ошибки.
4. Попробуйте создать интерактивную версию логобука в виде сайта. Разместите в ней ссылки для скачивания логотипа из облачных хранилищ. Преимущество онлайн-документа (будь то логобук или медиа-кит) в том, что им удобно делиться с подрядчиками: достаточно отправить им web-ссылку.
В качестве примера изучите онлайн-логобук застройщика САМОЛЕТ
5. Не зацикливайтесь на логотипе — это не единственный и даже не основной элемент современного бренда. Мы с моим братом и партнёром Станиславом предлагаем клиентам сначала проработать позиционирование и платформу бренда, а затем переходить к разработке дизайн-системы и брендбука


Бренд-эксперт. Специалист по работе с фирменным стилем компаний. Партнёр брендингового агентства братьев Сивачёвых