Рассказываем, как создать логобук, что такое бренд-регламенты и почему создание логобука не поможет построить успешный бренд.
Что такое логобук
Логобук (logobook) — это документ, в котором описаны правила работы с логотипом. Это своего рода «инструкция по эксплуатации», в которую входит информация, как можно и как нельзя использовать логотип на носителях фирменного стиля: визитке, рекламном баннере или вывеске.
Обложка логобука «Иви»
Отсутствие правил чревато последствиями. Например, вы заказали у типографии печать визиток, вам привезли домой готовую партию и тут началось:
- логотип бледно-серого цвета вместо черного;
- название компании вовсе не пропечаталось;
- ваши имя и фамилия написаны странным курсивным шрифтом.
Причины этих бед просты: типография не знала цветовой код и минимально допустимый размер логотипа, а для ваших инициалов выбрала первый попавшийся шрифт.
Логобук позволил бы избежать этих неприятностей и сэкономил бы вам деньги, время и нервы.
Виды бренд-регламентов
Логобук
Логобук — это наиболее простой документ, в котором регламентируется работа с атрибутами фирменного стиля, в данном случае только логотипа.
Пример логобука Иви:
Гайдбук
Полное руководство по визуальной системе бренда называют гайдбуком (guidebook, guideline, гайдлайн). В первой части гайдбука описывают элементы фирменного стиля: логотип, брендовые цвета, шрифты, паттерны, иконки.
Во второй части определяют приёмы, по которым будут создаваться дизайн-макеты для сайта, социальных сетей, презентаций.
Пример гайдбука МТС:
Брендбук
Следующий по сложности документ — это брендбук, в котором, помимо фирменного стиля, есть раздел, посвященный стратегии развития бренда.
В этом разделе описывается целевая аудитория, позиционирование, рациональные и эмоциональные преимущества продукта, характер и суть бренда.
Пример брендбука X5 GROUP:
Бранчбук
Бранчбук (branchbook, retailbook, ритейлбук) — специфический документ, предназначенный для брендов розничной торговли, у которых много торговых точек.
Задача бранчбука — показать, как должны выглядеть магазины с точки зрения архитектуры зданий, оформления фасадов и интерьера.
Пример бранчбука «Пятёрочка»:
Логобук — это не только самостоятельный документ, но и раздел гайд-, бренд- или бранчбука, посвященный исключительно работе с логотипом.
Как самостоятельно создать логобук
Если вы решили создать логобук, не обращаясь в брендинговое агентство или к дизайнеру-фрилансеру, действуйте следующим образом:
- Найдите в интернете логобуки, которые подходят вашей компании по стилистике, композиционным решениям, цветам или шрифтам.
- Определите примерный набор носителей, где будет использоваться логотип.
- Напишите правила работы с логотипом, опираясь на примеры из других логобуков и наши советы.
Основные разделы логобука
Базовые элементы
Первый элемент, который входит в логобук — это основная версия логотипа, которая в общем случае может состоять из шрифтовой части (названия бренда) и фирменного знака (символа). Показываем картинку с логотипом и описываем те смыслы и значения, которые мы заложили в графику.
Базовые элементы логотипа «FleetLay»
Затем переходим к дополнительным версиям логотипа. Здесь могут быть разные варианты оформления, например:
- вертикальная, горизонтальная и квадратная компоновки логотипа;
- вариант с упрощенной графикой (для аватарок, фавиконок), если основная версия логотипа содержит много мелких элементов;
- версия логотипа с названием компании на иностранным языке;
- версия со слоганом или дескриптором (подпись, которая поясняет сферу бизнеса).
Дополнительные версии логотипа «Технониколь»
Принципы построения
Чтобы смонтировать логотип на крыше здания или нанести в виде граффити на стену, потребуется макет с модульной сеткой, который определяет основные размеры, пропорции и взаиморасположение частей логотипа.
Построение фирменного знака «ПСБ»
Если логотип может быть построен с помощью геометрических примитивов (окружности, прямоугольника, линии), нарисуйте простую схему с минимумом данных. Ниже приводим пример с фирменным знаком «Норникеля».
Построение фирменного знака «Норникеля»
Охранное поле и минимальный размер
В логобук должна входить информация об охранном поле — пространстве вокруг логотипа, которое всегда должно оставаться пустым. Тексты, изображения, графические элементы и край макета не могут заходить в эту зону, чтобы не искажать восприятие логотипа.
Не существует универсальных правил для определения границ охранного поля. Например, можно взять за основу букву из названия компании как в примере ниже.
Чтобы логотип оставался хорошо различимым при печати и в цифровой среде, нужно указать его минимальные размеры (в миллиметрах и пикселях соответственно).
Охранное поле и минимальные размеры логотипа «Ростелеком»
Цветовые сочетания
Пришло время поговорить о цветах. И речь не о флористике, а о точных цветовых кодах, которые вы должны установить для ваших фирменных оттенков. Рекомендуем приобрести специальные вееры-справочники, чтобы найти соответствие между следующими цветовыми моделями:
- CMYK — используется, когда точность воспроизведения цвета при печати не критична;
- Pantone — позволяет напечатать цвет максимально точно за счет смесевых красок;
- RGB и HEX — используются для отображения фирменных цветов на экране;
- Oracal и Ral — понадобятся для изготовления вывесок.
Фирменные цвета соцсети «Одноклассники»
Теперь определяем допускаемые цветовые сочетания для логотипа и фона. Если логотип сливается или плохо смотрится на фоне, запрещаем такое сочетание. Не забываем также о монохромной (одноцветной) и черно-белой версиях, которые могут использоваться при ограниченных возможностях печати.
Цветовые сочетания для логотипа «МТС»
Недопустимое использование
Как показывает практика, дизайнеры в типографиях и рекламно-производственных агентствах любят «издеваться» над чужими логотипами: изменять пропорции, менять шрифты, перекрашивать, добавлять тени и блики, подкладывать текстуры и градиенты.
Чтобы не допустить подобных «зверств», в логобуке обязательно пропишите то, что с логотипом делать нельзя. Не забудьте написать и о тех нарушениях, которые кажутся вам очевидными, потому что желающие их совершить обязательно найдутся.
Недопустимые операции с логотипом «МТС»
Кобрендинг
В случае зонтичного бренда рядом с основным логотипом нужно поставить название подразделения компании (или саббренда). Такая же ситуация возникает в случае двойного брендинга, когда один логотип совмещается с логотипом компании-партнёра.
Обычно используется простая схема: два логотипа ставятся рядом друг с другом и разделяются линией.
Размещение логотипа «Иви» вместе с логотипами партнеров
Правила использования
Завершаем наш труд примерами использования логотипа на различных носителях фирменного стиля. В этом разделе не просто приводим картинки, а описываем полезные для наших подрядчиков правила и принципы.
Например, даём рекомендации по шрифтам, стилю текста, композиции макетов.
Правила использования логотипа «Альфа-Банк»
Форматы и стили текста логобука
Обычно логобуки верстаются в горизонтальных форматах А4 или 16:9, которые наиболее удобны с точки зрения размещения контента. Все рассмотренные выше руководства созданы именно в этих форматах.
Реже применяются квадратный и вертикальный форматы, однако выбор всегда остается за вами.
Руководство для ЖК «Татлин» в квадратном формате
А вот стиль текста должен соответствовать характеру бренда. В логобуке «Иви» стиль текста ближе к разговорному, потому что бренд дружелюбный и эмпатичный. У «Норникеля» тональность ближе к официально-деловой, так как организация солидная и проекты у неё государственного масштаба.
Для печати готовят версию с правильным цветовым пространством и вылетами под обрез. С этими нюансами поможет типография.
Примеры логобуков крупных брендов
Рекомендуем изучить следующие руководства по использованию логотипа:
Иви (логобук)
- Формат: горизонтальный 16:9
- Стиль текста: убедительно-позитивный, разговорный
- Особенности: в основном описаны требования для использования логотипа в цифровой среде
Одноклассники (логобук)
- Формат: горизонтальный 16:9
- Стиль текста: информационный
- Особенности: минималистичный документ, где нет ни одной лишней буквы
Открыть пример логобука в новом окне
Технониколь (в составе гайдбука)
- Формат: горизонтальный А4
- Стиль текста: информационный
- Особенности: максимально подробный документ, в котором описаны правила использования логотипа на всевозможных носителях (даже на бумаге, дереве и коже)
МТС (в составе гайдбука)
- Формат: горизонтальный 16:9
- Стиль текста: убедительно-позитивный
- Особенности: документ подразделяется на два раздела, посвященных корпоративному и коммуникационному логотипам
ПСБ Банк (в составе брендбука)
- Формат: горизонтальный А4
- Стиль текста: информационный
- Особенности: много примеров для оформления деловой документации
Открыть пример логобука в новом окне
Создание логобука: финальные советы эксперта
1. Приступайте к разработке без мандража, ведь процесс этот итерационный — изменения можно и нужно вносить с течением времени.
2. Уделяйте особое внимание не тому, что можно делать с логотипом, а тому, что делать нельзя. Фантазию ваших подрядчиков нужно по максимуму ограничить.
3. Отсылайте подрядчикам не только логобук, но и файлы логотипа в разных форматах и цветовых моделях. Это позволит предотвратить ошибки.
4. Попробуйте создать интерактивную версию логобука в виде сайта. Разместите в ней ссылки для скачивания логотипа из облачных хранилищ. Преимущество онлайн-документа (будь то логобук или медиа-кит) в том, что им удобно делиться с подрядчиками: достаточно отправить им web-ссылку.
В качестве примера изучите онлайн-логобук застройщика САМОЛЕТ
5. Не зацикливайтесь на логотипе — это не единственный и даже не основной элемент современного бренда. Мы с моим братом и партнёром Станиславом предлагаем клиентам сначала проработать позиционирование и платформу бренда, а затем переходить к разработке дизайн-системы и брендбука
Бренд-эксперт. Специалист по работе с фирменным стилем компаний. Партнёр брендингового агентства братьев Сивачёвых
Интересно, а нейросеть может помочь в создании логобука путем генерации различных вариантов логотипов на основе заданных параметров и предоставления их для выбора пользователю? Сейчас столько видов нейронок, могли бы рассказать что нибудь об этом? Интересная информация об охранном поле, даже не знал что такой параметр может быть. Вы написали про нахождение примерного набора носителей, сюда включаются элементы web-дизайна?
Да, такие нейросети существуют, но какую-то лидирующую пока трудно выделить. Везде свои преимущества и недостатки. Причём есть шаблоны как для логотипов, так и для полноценных бренд-китов. Главное не сильно на них на деяться, чтобы лого не смотрелось шаблонным, но как дополнительный инструмент для создания логобука – вполне себе годится. Нашумевшую Midjourney уже используют для создания векторных логотипов
Мне всегда было интересно, кому нужны все эти “гайд, кайт, бренд и тд – БУК” кроме самой компании и дизайнерам этих самих компаний. Разработка качественного “бук-а” стоит порядка 150-200к рублей, но как посчитать тот же ROI от такого брендбука. Почему малый и средний бизнес не заморачивается этим а вот большие организации и компании всегда делают как минимум брендбук. Или это просто “аксиома” когда у тебя доход позволяет сделать такую штуку и хвастаться нею?
Ребята, логобукщики! Прочитал 2 ваши статьи (это и по брендбуку), реально класс, чувствуется, что глубоко в теме. Успехов вам в бизнесе в это непростое время!