Когда дети вырастают, они перестают рисовать на обоях. Они больше не облизывают кошек и не бегают с визгом за бабочками. Чем больше социализируется маленький человечек, тем меньше в нем остается внутренней свободы.
Тиски общественных рамок формируют из ребенка, живущего по своим собственным законам, миллиардного представителя секты “как все”. Детская креативность и непосредственность уходят навсегда, уступая место тысячам табу и форматов.
Общество можно поздравить: еще одна жертва загнана в рамки социального стандарта. Еще одного социального робота успешно подготовили для выживания в обществе, которое боится тех, кто не вписывается в шаблоны толпы.
Крест нестандартного копирайтинга
Я понимаю копирайтеров, которые в какой-то момент перестают воевать за свою креативность, предпочитая регулярный хлеб стандартных текстов. Коллеги, которые искали нехоженые тропинки в профессию, однажды махали рукой и возвращались на оживленное шоссе.
Нередко авторы, начавшие в профессии с карнавала и ярких костюмов, постепенно переодевались в мятые офисные рубашки с убогими галстуками.
Сочетание “креативный копирайтинг” звучит весомо, но на самом деле это утомительно, непредсказуемо и часто голодно. Хорошо быть креативным копирайтером, когда у тебя за плечами большие победы, серьезные проекты и всенародное признание.
А ты попробуй быть креативным, когда работаешь на бирже и пишешь скромные заказы. Когда почти на каждую попытку “покреативить” получаешь тычки от клиентов и просьбы “не заплывать за буйки”.
Первая проблема креативных текстов
Помните про детей, которые перестают рисовать на обоях? С креативными копирайтерами происходят те же метаморфозы. Биржи и сайты фриланса с их системами отзывов – лучший стопор всякого креативного потока.
Чтобы работать в системе, многим приходится подстраиваться под ее правила. Всякие попытки делать что-то не по стандарту пресекаются клиентами. Им не нужен креативный копирайтинг, им в 90% случаев нужно “как у всех”
Несколько отрицательных отзывов могут остудить кого угодно. Доказывать, что вы хотели как лучше, дело бестолковое и бесполезное.
Раз обожжешься, второй, а затем плюнешь и начнешь писать про “динамично развивающиеся компании” и “лидеров в своей области”. Так спокойней. Система построена на стандартах, воевать с ней – дело сложное и утомительное. Выдерживают далеко не все.
Помню, в самом начале карьеры я так здорово получил по рукам от нескольких клиентов, что только чудом не отказался от дальнейших опытов на поприще креативного копирайтинга. Потом мне просто повезло: попался заказчик, которому понравились некоторые тексты, написанные еще в “креативную эпоху”.
Расписался. Втянулся. Почувствовал вкус. Если бы не случай, отказался от креативных текстов почти наверняка, слишком уж было грустно и противно.
Вторая проблема креативного копирайтинга
Знаете, почему еще копирайтеры боятся быть креативными? Потому что это не особенно то и выгодно с финансовой точки зрения.
Процесс плетения креативного копирайтинга – дело долгое и эмоционально затратное. Прежде чем ты выльешь что-то на бумагу, в тебе долго зреют идеи. Часто эти идеи настолько бурно вызревают, что не дают заниматься ничем другим.
Ты носишься с этим креативом, тратишь чертову уйму времени и сил, но не можешь гарантировать 100% попадание. В созджании керативных текстов е грань между изящным и трешем бывает очень тонкой.
И не забывайте еще о клиентах, для которых этой грани может вовсе не существовать. Выбился из стандартов? Переделывай.
Антипод креативного копирайтинга – работа по схеме «клиенту понравится». Когда ты долго работаешь с текстами, то уже наверняка знаешь, как создать текст, который точно примут.Да, возможно, текст не будет “стрелять”, он будет как у всех, но … . Но зато не нужно долго думать, рисковать, тратить силы. Сел и написал. А деньги те же.
Понимаете, к чему я клоню? Креативный копирайтинг это авантюра с неясным результатом, которой всегда можно предпочесть сытые тексты про «динамичные компании». Не шедевры, но зато кормят наверняка. Тут задумается даже трижды креативный.
Эпилог
Быть креативным в копирайтинге всегда страшновато. А вдруг не поймут, не примут, не заплатят? Этих “не” набирается многовато для одного даже самого одаренного человека. И все-таки я советую вам не бояться. Да, первое время будет непривычно.
Не исключаю, что далеко не сразу все начнет получаться. И все-таки пытаться стоит. Хотя бы потому, что именно “прокачка” вашего авторского креативного начала – лучшая гарантия, что вы не прокиснете и не порастете мхом в профессии.
Когда ты каждый день стараешься превзойти себя, найти необычные решения и по-новому подать даже самый скучный материал, работа становится настоящим удовольствием. Получать же удовольствие от своей работы, тогда как другие изнывают под ее тяжестью, – штука важная и привлекательная, согласитесь?!
Главная фишка в том, что если найти себе работу по душе, тогда вы не проработаете в этой жизни ни одного дня. Смекаете?!
Если чувствуете зуд на кончиках пальцев, если вам стыдно писать два одинаковых текста, если вы всего полны идей, то креативный копирайтинг – ваша стезя. И крест. Не без этого.
Добра вам!
Креативность -талант. Только человек с характером, упорный в выбранной профессии копирайтинга сможет сохранить в себе эту искру. Остальные пишут так, как нужно заказчику, а креативят на своих сайтах, блогах, если они у них есть. Когда нужно вписать ключевые слова, не теряя смысла предложения, соблюсти другие параметры, редкий копирайтер захочет креативить. А зачем? Заказчик чаще всего он же и продвиженец и админ сайта. Ему наплевать на высокие материи. Для него важны параметры)
Вы видели слишком мало заказчиков, среди них полно и не админов, и не SEO-специалистов сайтов. У нас, например, таких только 1-2 из 10, остальные – представители бизнеса.
А мне вот почему-то кажется, что скоро появится спрос на креативность. Так надоели скучные, приглаженные и такие одинаковые тексты, так хочется чего-то новенького, необычного, что радуешься даже тогда, когда написан текст хотя бы чуть по-другому или с юмором. Я не думаю, что одна такая, всем хочется читать интересные тексты, смешные, яркие, искрящиеся. Здорово, что креативные авторы всё ещё пишут, правда, всё больше не на заказ, а в своих блогах. И ведь у них нет недостатка в читателях! Жаль, что заказчики текстов этого пока не понимают.
Креативный копирайтинг не имеет четких правил, поэтому большинство авторов его и боятся. Одно дело писать по четким схемам, которые были многократно опробованы на практике и показали свою эффективность, а другое дело придумать что-то новое, что может обернуться как успехом, так и провалом. К тому же, никогда не знаешь, как отнесется к такому креативу заказчик.
Страх бывает от того, что надо начинать какое-то новое занятие, а это всегда связано с подсознательной боязнью поражения. Но можно действовать и иначе. Я вижу такой выход, большую часть времени заниматься привычными задачами, но уделять и минутку на то, чтобы “покреативить”. И смотреть – что из этого получится, пойдет ли дело, стоит ли вообще эта овчинка выделки. А если пойдет, то по ходу пьесы такая работа войдент в привычку и уже через месяц копирайтер задумается: “Почему было не заняться этим ранее”? Так было и у меня.
Один журналист рассказывал, как в 90-е годы приехали американские маркетологи и начали рассказывать нашим телевизионщикам, как делать рекламу. Они запротестовали и сказали, что такую ерунду наши люди смотреть не будут, они у нас образованные и цивилизованные. Прошло всего несколько лет и по всем нашим телеканалам шла американская “креативная” реклама и идет до сих пор.
Дело всё в том, думаю, что людей приучили читать средние обычные тексты, и креатив, как считают заказчики, может быть не понят или неправильно понят. Именно потому его и “боятся”, не хотят связываться – а вдруг подумают не так. Жаль, что всё меньше и меньше встречается классных грамотных текстов, даже не то, чтобы креативных, а хотя бы каких-то чуть других, написанных живо, едко, с юмором или даже с сарказмом. Тексты, как правило, усреднённые, приглаженные и, увы, скучные до зубовного скрежета. И когда вдруг попадается какой-то текст, который написан по-другому, искромётно, талантливо, я лично читаю и перечитываю. И думаю, что нас таких… Больше »
Авторы не любят креативный копирайтинг по одной причине – он именно что креативный. То есть предполагает, что пишут тектсы не по какому-то давно известному и откатанному шаблону, а надо включать голову и придумывать нечно нестандартное. А это как раз то, что получается далеко не у всех. Если посмотреть на большую часть текстов в интернет-магазинах, то по большей части они скучны и написаны по более или менее стандартному сценарию. И еще такой момент, подсознательно у копирайтеров формируется стереотип, что креативить – значит и по объему писать больше. Это совсем не так в реальности, но у большей части копирайтеров первоначальное впечатление именно… Больше »