К продвижению клиники надо относиться так же внимательно, как к найму врачей или качеству лечения. С учетом высокой конкуренции, которая сейчас на рынке медицинских услуг, гораздо сложнее не открыть клинику, а обеспечить её пациентами.
В статье расскажем об эффективных каналах продвижения медицинских услуг, почему они работают и какие заблуждения встречаются у владельцев клиник.
Содержание статьи:
Особенности продвижения медицинских услуг
Главная особенность медицинского бизнеса — локальность
Если в прайсе нет уникальных услуг или специалистов, ради которых приедут с другого конца страны, то привлекать нужно тех, кто живет рядом. В большом городе — жителей района, в маленьком — всех горожан и даже население ближайшей округи.
Еще одна отличительная черта медицинского бизнеса — высокая потребность в доверии.
Выбирая клинику и специалиста, человек сначала изучает отзывы. Ведь он доверяет врачу самое ценное — здоровье, а значит, хочет быть уверенным, что лечение улучшит, а не ухудшит его состояние.
Так было всегда. В доинтернетовские времена о клинике и врачах спрашивали мнение у родственников и знакомых. Это так называемое сарафанное радио.
В XXI веке люди чаще изучают отзывы на сайтах и агрегаторах.
Эксперты сервиса Exploding Topics выяснили, что онлайн-отзывы о товарах и услугах влияют на поведение 93% людей и лишь 2% пользователей никогда не интересовались мнением других людей об услугах или товарах.
Из этого можно сделать закономерный вывод:
Отзывы во многом формируют покупательские привычки, и потому нужно работать с обратной связью клиентов, в том числе и негативной
5 распространенных заблуждений при продвижении клиник
Намеренно не использую слово «ошибки», потому что владельцы медицинского бизнеса не сильны в маркетинге и могут не располагать нужной информацией, чтобы сделать правильные выводы. Из-за нехватки фактов и знаний они просто не осознают, что идут неверным путем.
Итак, типичные заблуждения:
- забросить сайт;
- не анализировать статистику;
- считать, что дело не в маркетинге;
- не работать с репутацией;
- не ставить цель по количеству лидов и выручке.
Разберем каждый пункт подробнее.
Забросить сайт
У каждой медицинской организации должен быть сайт, отвечающий требованиям российского законодательства. И часто случается так, что сайт у клиник существует именно для этого: не получить штраф от государства и не лишиться лицензии.
А ведь сайт — ключевая площадка по привлечению лидов, в том числе для медицинских услуг.
Не анализировать статистику
Бизнес — это математика. Любая цифра здесь влияет на результат. Чтобы увеличить положительный эффект цифры или нивелировать негативный, надо знать, откуда и как она появилась. Только анализ помогает увидеть, сколько лидов приносит, например, сайт, а сколько приходят через 2ГИС.
У меня на диагностике каждый второй предприниматель утверждает, что новые пациенты приходят в клинику по рекомендации. Но после подключения колл-трекинга выясняется, что по совету близких приходят лишь единицы.
Считать, что дело не в маркетинге
Бывает так, что даже пустое расписание врачей и низкая выручка не убеждают владельца вплотную заняться маркетингом.
Предприниматель считает, что проблема в другом. Всё потому, что он не понимает, за что конкретно отвечает маркетинг. А между тем главная задача продвижения медицинских услуг — привлечение лидов и увеличение количества обращений в клинику.
Не работать с репутацией
Под репутацией в маркетинге понимаются отзывы, а также рейтинги врачей и клиник. Отзывы пациенты могут оставить на любой площадке: написать сообщение или комментарий в соцсетях, прислать письмо на электронную почту, записать видео или аудио. На геосервисах и медицинских агрегаторах на основе отзывов формируется рейтинг клиники и конкретного врача.
Из сообщений пациентов видно, что на их решение повлияли отзывы других пользователей
Медицина — это тот сектор, в котором люди принимают решение, основываясь на рекомендациях знакомых, друзей, либо ищут отзывы в интернете. Поэтому важно работать над количеством и над качеством отзывов, грамотно отвечать и отрабатывать негатив.
По сути, клиника должна постоянно собирать отзывы на нужные площадки и в том числе маркетолог должен этим процессом руководить и контролировать.
Мы это делаем и предлагаем нашим клиентам механики, после внедрения которых рейтинг клиники начинает быстро расти. Речь идет не о серых схемах. Нарастить нужное количество отзывов можно органически. Главное — знать как.
Не ставить цель по количеству лидов и выручке
Увы, но при продвижении медицинских услуг предприниматели не всегда понимают, сколько пациентов им требуется, и, соответственно, не знают, сколько выделить на это бюджета, надо ли это делать и т. д.
А значит, они не ставят цели по заработку.
Количество пациентов прямо влияет на выручку. Всё просто. Увеличивается поток пациентов — увеличивается выручка
Ключевые каналы продвижения медицинского бизнеса
Учитывая специфику медицинских услуг, можно выделить 4 основных канала для продвижения:
- геосервисы;
- медагрегаторы;
- сайт;
- социальные сети.
Разберем каждый канал подробно.
Геосервисы
Геосервисы — первый канал, с которым нужно конкретно проработать: оформить карточки и желательно использовать при этом платные функции.
Стоматологическая клиника «Афидент» использует все возможности геосервисадля продвижения клиники и даже размещает новости
Так как медицинский бизнес привязан к региону, то обязательно надо ориентироваться на те площадки, которые привлекут ближайшую аудиторию — Яндекс. Карты, Google Maps и 2ГИС. Эти ресурсы показывают аудитории, где находится клиника, до скольких работает, какой у нее рейтинг и так далее.
Не стоит недооценивать геосервисы. Количество людей, которые пользуются онлайн-картами, с каждым годом увеличивается. Официальная статистика это подтверждает
Согласно исследованию Datareportal:
в 2021 году геосервисы использовали лишь 47% интернет-пользователей. Спустя почти два года это количество увеличилось больше чем в два раза.
В марте 2023 года агентство Ipsos провело опрос и выяснило, что онлайн-картами пользуются 97% участников исследования, из них 86% отдают предпочтение сервисам Яндекса.
Сайт как площадка для продвижения медицинских услуг
Сайт должен быть конверсионным. А не для галочки, где одна половина разделов не работает, а на второй — устаревшая информация.
К наполнению сайта нужно отнестись ответственно, так как это одна из ключевых площадок, где можно увеличить количество лидов
Насколько трепетно владельцы клиник относятся к помещению: дизайну интерьера, мебели и даже таким мелочам, как таблички на дверях кабинетов, так же нужно относиться и к сайту.
На интернет-площадке пользователю должно быть комфортно, чтобы он мог легко найти нужную информацию. Это элементарная забота о пациентах. И этот аспект мало кто прорабатывает.
SMM
Социальные сети — эффективный инструмент для продвижения клиники. Атмосфера соцсетей располагает к неформальному общению, вовлекает подписчиков в диалог и делает их более лояльными к бренду.
Чтобы через соцсети тоже поступали заявки, нужно:
- грамотно вести аккаунт;
- собирать целевую аудиторию;
- не забывать CTA и приглашать в клинику;
- запускать таргет.
В 2023 году очень хорошие результаты показывает ВКонтакте, но и Instagram* по-прежнему может приносить лиды.
Не фокусируйтесь только на одной соцсети. В условиях нестабильной международной обстановки это чревато потерей целого канала продвижения для медицинских услуг
Медицинские агрегаторы
Сайты-агрегаторы экономят время пациентов по поиску нужной информации о клинике и врачах. К тому же пользователи могут изучить отзывы и посмотреть рейтинг. Вся необходимая информация находится на одной странице.
Чтобы почитать отзывы, нужно кликнуть на рейтинг
Сайты-агрегаторы всегда находятся на первой странице в поисковой выдаче. Бюджеты на продвижение у этих площадок огромные, так что обогнать их можно только с помощью контекстной рекламы.
По запросу «стоматология Тула» 9 верхних строчек выдачи занимает реклама, медагрегаторы и геосервисы
Присутствие клиники на популярных сайтах-агрегаторах значительно увеличивает ее шансы на эффективное продвижение своих медицинских услуг.
Кроме того, размещение информации на сайтах-агрегаторах дает возможность клиникам лучше контролировать свое онлайн-присутствие и репутацию.
1. Настроить корректный сбор информации для аналитики.
2. Оцифровать воронку продаж, чтобы видеть, из какого канала приходят клиенты и сколько стоит каждое общение.
3. Посчитать план по продажам и план по привлечению лидов.
После этого можно разрабатывать стратегию и активно продвигаться в выбранных каналах.
Многоканальность и комплексный подход
Я слабо верю, что с помощью одного канала можно обеспечить бизнес нужным потоком пациентов. Поэтому в агентстве при работе с клиентами рассматриваем продвижение медицинских услуг комплексно.
Многоканальность — это стратегия, при которой клиника продвигает свои услуги сразу в нескольких каналах, например, через сайт, геосервисы, с помощью email-рассылки и наружной рекламы
Такой подход в маркетинге защищает клиента от возможных рисков. То есть при выходе из строя одного канала, клиника продолжит получать лиды из других.
Ситуация с запретом деятельности Meta** на территории России и как следствия блокировки Instagram*, ещё раз подтвердила, что нельзя надеяться только на один канал.
О нашем кейсе рассказываем на vc.ru в статье под названием «Увеличили оборот в 3,8 раз за год для стоматологии».
Что делать, если всё это есть, а пациентов всё равно нет
Ко мне часто обращаются с таким вопросом и замирают в ожидании, что я предложу что-то оригинальное. Но ответ здесь один — грамотно работать над качеством каждого канала для продвижения медуслуг.
Разберем на примере.
Допустим, на Яндекс. Картах есть две стоматологических клиники с рейтингом 5 баллов. Только у одной 3 отзыва и в карточке 2 фотографии, а у другой 300 отзывов, а ещё загружены фотографии интерьера, опубликованы новости о спецпредложениях.
И вроде у обеих клиник пятерки, но только у вторая вызывает больше доверия, потому что у нее больше довольных пациентов. Еще она позаботилась о комфорте потенциальных клиентов и разместила дополнительную информацию.
Это пример из жизни. Эти стоматологии находятся в одном городе. При равной удаленности от пациента и практически одинаковом рейтинге «Жемчужина» проигрывает конкурентам, так как отзывов мало
Понять, насколько качественно ведется работа с каналом, поможет колл-трекинг. Многие владельцы клиник не придают большого значения колл-трекингу и не хотят тратить на него деньги. Да, это дополнительные расходы, но эти вложения окупятся.
Мы настаиваем, что колл-трекинг надо подключать, чтобы точно знать, из какого канала и какие лиды приходят
Как быстро привлечь пациентов в клинику
Оформление и наполнение сайта, аккаунтов в соцсетях, карточек на геосервисах — это процесс небыстрый. Поэтому если нужно оперативно увеличить поток клиентов, то лучше использовать рекламу: контекстную и таргетированную.
При платном продвижении нужно учесть два важных момента:
- Настройку рекламы лучше доверить профессионалам, чтобы не слить бюджет.
- Не стоит запускать рекламу на дешевые услуги. Как правило, стоимость лида в этих каналах высокая, поэтому логичнее рекламировать дорогостоящие услуги, например, имплантацию или установку брекетов.
Что важно запомнить о продвижении медицинских услуг
- Предприниматель должен точно знать, сколько нужно привлечь пациентов, чтобы обеспечить загрузку всех врачей в клинике. Результатом простых математических действий будет цифра, допустим, 100. Она же будет целью для маркетолога. Напомню, что главная задача маркетинга — привлечь пациентов.
- Сделать декомпозицию цели, то есть цифру разбить на части, по количеству каналов. Ключевые площадки для продвижения медицинских услуг — геосервисы, сайт, социальные сети и медицинские агрегаторы.
- Подключить колл-трекинг и интеграцию с CRM-системами. Информация поможет оценить эффективность рекламных каналов, а значит, грамотно распределить бюджет на продвижение.
- Работать с отзывами пациентов (в том числе с негативными) и репутацией клиники.
- Грамотно и постоянно заниматься маркетингом.
Благодаря этому подходу, показываем более качественный, предсказуемый и, главное, управляемый результат.
*Принадлежит компании Meta Platforms, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.
**Компания Meta Platforms признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Основатель маркетингового агентства Big Idea, эксперт по медицинскому маркетингу, маркетолог с опытом 17 лет
TG-канал @bigidea_perelidoz