В праздники многие люди загадывают желания и ставят карьерные цели на предстоящий год. Часто хотят:
- Найти новое место работы;
- Получить заветное повышение;
- Освоить новую профессию;
- Преодолеть профессиональное выгорание и т.д.
Однако, согласно исследованию Скрантонского университета, 92% людей, поставивших перед собой амбициозные карьерные цели на будущий год, никогда их не достигают.
Что же нужно сделать, чтобы оказаться среди 8% тех, у кого получается? Давайте разбираться.
Что такое карьерная цель
Карьерная цель – это конечный конкретный результат в профессиональной сфере, к которому стремится работник.
Здесь мы говорим не о бизнес результатах, не о KPIs, которые сотрудник должен достичь, находясь на той или иной должности. Речь идет о чем-то значимом, важном для его собственного развития, для его карьерного роста.
Карьерная цель имеет общие свойства с карьерной мечтой: это что-то очень притягательное, мотивирующее, что не лежит на поверхности и недоступно прямо сейчас. Однако между мечтой и целью есть важные различия:
Цель – это, с одной стороны, четко оформленный желаемый результат. С другой стороны, цель отличает наличие плана по ее реализации, достижению. Цели, которые так и остались среди 92% нереализованных, скорее всего, этим критериям не соответствовали.
Приведу более понятный, классический пример, который очень ярко проиллюстрирует значимость четкости и плана для претворения цели в жизнь. Практически каждый из нас хоть раз в жизни хотел похудеть. Но непонятно, насколько и как это сделать. И в итоге, вес вряд ли сильно менялся.
Если их нет или не хватает, то увеличивается ощущение неопределенности, мозг стремится найти недостающие кусочки пазла и в итоге ставит активные действия “на стоп”
Так, кстати, и начинается прокрастинация.
Зачем нужны конкретные цели
– Помогают вам понять, что действительно важно для вас в профессиональной жизни. Благодаря этому вы делаете осознанный, помогающий продвинуться в достижении карьерной цели, выбор в ситуациях, когда это необходимо, а не поддаетесь первому порыву.
Например, выбираете обучение, которое поможет вам перейти на новую должность, а не просто потому, что “модно”. Или принимаете оффер от компании, может, и меньшего размера и с менее известным брендом, но где больше перспектив карьерного роста и меньше бюрократии.
– Дают вам определенность и воодушевление. Мотивацию идти вперед, даже когда не все и не с первого раза получается.
– Помогают увидеть общую картину. Вы не просто работаете, как белка в колесе, а выстраиваете что-то большее в жизни.
Как поставить цели в карьере
Представьте себе, что рынок труда – это просто рынок, где есть покупатели (работодатели, компании), которым НАДО удовлетворить какую-то свою потребность, и продавцы (соискатели, сотрудники), которые МОГУТ и ХОТЯТ предложить свой товар в обмен на достойную цену.
Крутая карьера происходит, когда складывается воедино несколько факторов, как на модели ХОЧУ-МОГУ-НАДО ниже.
На их пересечении образуется то, что я называю Большой Карьерной Целью.
Давайте посмотрим, что входит в каждый из трех кругов. Также предлагаю сразу выполнять практическое упражнение: нарисовать на листке бумаге 3 пересекающихся круга и в каждый из них вписывать свои ответы.
МОГУ. Таланты, сильные стороны, опыт и природные склонности. Все, кроме опыта, может проявиться даже в раннем детстве. Вспомните, что вы тогда делали с особым интересом? Чем могли заниматься часами?
Что вы умеете делать лучше всего? В чем вы молодец? Чему вы легко можете научить других? Какие уникальные навыки, знания, таланты у вас есть?
МОГУ можно сравнить с гейзером. Связь очень прямая: то, что вам нравится, что интересно и что дается легко, всегда будет прорываться наружу. Даже если вы будете пытаться задавить это в рутинах
Если не вы знаете, что вы можете, в чем вы особенно хороши – спросите обратную связь у своего наставника, руководителя, HR. Если у вас в компании работает такой инструмент, как оценка 360, очень советую использовать ее результаты тоже.
ХОЧУ. Здесь чаще всего западают люди, которые прекрасно разбираются в своей профессии и достигают существенных результатов. Но удовлетворения нет.
Зато у них есть занозы, которые не дают расти дальше. Эти люди ищут вдохновения, чего-то, что их взбодрило.
Чтобы найти ХОЧУ, стоит ответить на следующие вопросы:
- Кем вы хотели стать в детстве? Мой ответ на этот вопрос был, что я хотела стать учителем. И сейчас я помогаю людям расти в их карьере, тренирую их навыки (управления своей карьерой и своей командой).
- 0т чего вы получаете удовольствие в работе?
- Какие профессиональные темы вас вдохновляют?
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
Что бы вы делали, если бы финансовый вопрос был навсегда решен для вас?
НАДО. Что болит у работодателя, какие проблемы нужно решить, какие результаты сделать? Что сейчас востребовано на рынке? Специалистов с какими профессиональными навыками и личностными компетенциями нанимают чаще всего?
Например, вы как компания хотите открыть новое прибыльное направление. И куда вкладываться: в ИТ, в выход на рынок новой страны или в запуск нового продукта – вы точно не знаете. И тот, кто сможет все вам разложить по полочкам – вы того и наймете.
Дальше ваша задача найти в трех кругах пересечения общие моменты, лейтмотивы. Используя их, вы можете сформулировать свою Большую карьерную цель – кем вы хотите стать, “когда вырастете”.
Инструмент SMART для целей
Важный нюанс! Проверьте, насколько правильная ваша цель, используя классический инструмент – SMART.
S – specific – конкретная и точная цель. То есть какого именно результата вы хотите достичь? Пример: вместо “Получить повышение” >> “Стать руководителем отдела продаж в сегменте В2В”.
M – measurable – измеримость цели в количественных показателях. Пример: вместо “Получить повышение и начать зарабатывать больше денег” >> “Стать руководителем отдела продаж в сегменте В2В и повысить свой доход на 30%”.
A – achievable – достижимая. Насколько реально добиться поставленной цели именно с такими результатами в установленные сроки. Здесь важно оценить как стартовую точку процесса, так и имеющиеся ресурсы (временные, эмоциональные, финансовые и т.д.).
Вернемся к примеру с целью стать руководителем отдела продаж. Если вы хотите это сделать за 3 месяца, при этом ваша текущая позиция – ассистент менеджера по продажам, это может быть довольно трудно.
А вот достичь результата за 1,5 года, с промежуточными шагами в менеджера по продажам и в руководителя группы продаж, пройдя соответствующее обучение управлению персоналом – вполне реально.
R – relevant – значимая цель. Значимая, вдохновляющая именно для вас. Спросите себя, насколько эта цель вас мотивирует? Нравится ли она вас? Или вы ставите ее, потому что “так принято”, потому что так хотят ваши родители / супруги / начальник?
Помните, что если цель не приносит удовольствия, то идти к ней будет очень сложно.
T – time bound – или ограниченность цели по сроку. Это не позволит вам переносить реализацию цели все время на потом. Включите в вашу цель четкий дедлайн.
План по реализации карьерных целей / карьерный план
Итак, цель поставлена, она четкая и понятная – то есть выполнен первый критерий, которому должна отвечать цель, чтобы реализоваться, а не остаться мечтой. Второй критерий, как мы говорили в начале статьи, – план по достижению цели. В случае с карьерной целью нам нужен карьерный план.
Давайте рассмотрим, какая структура у карьерного плана, что он должен включать?
Во-первых, “дорожную карту” вашей карьеры. Что значит дорожная карта: это путь от вашей текущей должности к конечной желаемой позиции, расписанный по шагам (т.е. по промежуточным позициям, карьерным переходам, обучениям, проектам), которые помогут вам прийти к цели.
С текущей позицией, думаю, все понятно. А что такое конечная желаемая позиция? Это и есть ваша Большая карьерная цель, о которой мы говорили чуть выше. Как правило, она относится к виду долгосрочных карьерных целей и может быть поставлена с перспективой на 5-7 лет (затем нужно будет ее пересмотреть).
Промежуточные же шаги относятся к разряду краткосрочных (до 1 года) и среднесрочных целей (максимум на 2-3 года, ставить карьерные цели на долгий срок в текущих реалиях не имеет смысла).
Во-вторых, объективный анализ ваших сильных сторон и зон для развития.
Что здесь можно сделать:
- использовать какие-то выводы и инсайты, полученные в ходе постановки карьерной цели и анализа по модели ХОЧУ-МОГУ-НАДО;
- сделать SWOT – расширенный вариант анализа, включающий дополнительные возможности, которые вы видите, а также потенциальные угрозы, которые могут вам помешать достичь поставленной цели.
После этого определите, какие 2 сильные стороны помогут вам совершить переход к следующему пункту на вашей дорожной карте и какие 2 слабые стороны могут помешать в этом. С ними нужно будет работать.
В-третьих, определить, как вы будете усиливать сильные и устранять слабые стороны. Для этого рекомендую использовать инструмент 70/20/10, где:
- 70% – навыки, получаемые в процессе работы. Например, когда вы беретесь за новые задачи или вовлекаетесь в интересные проекты.
- 20% – обучение в процессе общения с людьми, которые знают больше вас. С руководителем, старшими коллегами, ментором.
- 10% – формальное обучение: тренинги, курсы, книги. Без практики они не работают.
Достигнув своей ближайшей точки на карте – краткосрочной цели, нужно снова оценить свои сильные и слабые стороны, а затем составить план развития. Составить его несложно, главное – претворить в жизнь!
Ошибки в постановке карьерных целей и в их реализации
Не SMART-овать свои карьерные цели
Неопределенность воспринимается мозгом как угроза и буквально делает нас менее способными к действию. Хотите больше – будьте конкретнее.
Слишком много/слишком мало
Если целей или действий в плане по достижению целей слишком много – возникает дефокусировка. Если краткосрочных целей или действий по развитию мало – есть вероятность, что конечный результат будет ниже ожидаемого.
Неэкологичные цели
Очень коучинговый момент, но советую обратить на него внимание. Насколько актуальны поставленные цели в данный момент времени для вас? Или есть другие приоритеты в других сферах жизни (например, в семье)?
Если возникает конфликт интересов, то это или приведет к выгоранию, потери энергии, или одна из сфер все-таки возьмет верх и перетянет ваше внимание на себя – что приведет к западанию в другой и чувству неудовлетворенности.
А там и до синдрома самозванца недалеко.
Не учиться на ошибках
Когда вы начнете претворять намеченный план в жизнь, вы неизменно столкнетесь с тем, что что-то получается легко и хорошо, а что-то не очень. И это нормально.
Другой вопрос, насколько вы сумеете извлечь из неудач уроки и в следующий раз сделать по-другому. Кстати, гибкость и умение не унывать, учиться на своих ошибках – важнейшее качество для карьерного роста в целом, при работе над любыми задачами и проектами в компании.
Негативные формулировки
То есть использование целей, которые начинаются со слов с частицей НЕ. Например, не заниматься бумажной работой через год. Дело в том, что наш мозг порой склонен не замечать эту частицу и считывать цель без нее (а это прямо противоположно тому, к чему вы стремитесь).
При постановке целей нужны позитивные формулировки. Вот как можно было бы изменить цель из примера выше: перейти полностью на проектную работу через год.
Как отвечать на вопрос о карьерных целях на интервью
Очень часто на собеседованиях при приеме на работу вы можете услышать вопрос “Кем вы хотите стать через 3-5-10 лет?”. Это как раз вопрос о ваших карьерных целях. И если вы тщательно проделали все упражнения, которые описаны выше, вы полностью готовы к ответу на него!
-что вас мотивирует в работе;
-насколько вы амбициозны и умеете мыслить стратегически;
-умеете ли планировать достижение цели;
-насколько компания может (или не может отвечать вашим потребностям). А соответственно, сколько вы будете работать.
Как правильно ответить на этот вопрос? Мне кажется, что лучше всего отвечать честно. Даже если по итогам вы или компания поймете, что не соответствуете потребностям друг друга, в этом нет ничего страшного.
Ведь в процессе трудоустройства не только компания выбирает вас, но и вы компанию.
Лучше потратить чуть больше времени, но найти ту, где вы сможете развиваться и реализовать свои карьерные цели, чем постоянно переходить из компании в компанию в поисках возможностей и заслужить нелестную славу “летуна”
Книги, которые полезны при постановке и реализации карьерных целей
С. Кови, Дж.Колосимо “Супер работа, супер карьера”
Очень структурная книга о том, как строить карьеру. Как поставить карьерные цели, найти свои таланты, а главное – выделиться из толпы соискателей и стать востребованным специалистом.
С. Кови “7 навыков высокоэффективных людей”
Еще одна – более известная – классика от того же автора. На этот раз работа С.Кови посвящена саморазвитию и личностному росту. Здесь нам интересен навык 2: “Начинайте, представляя конечную цель”. По мнению автора, понимание конечной цели – основа эффективности. Без нее ничего не получится, сколько усилий бы вы ни прилагали. Точно стоит взять эту мысль на вооружение.
М. Дж.Райан “В этом году я…”
М.Дж.Райан описывает систему, как проводить изменения. Эта система применима не только для внедрения новых привычек, но и для управления изменениями на работе.
Автор описывает все шаги: от подготовки к изменениям и внедрения их в жизнь. Также здесь вы найдете советы, что делать, если на начальных этапах столкнулись с трудностями и уже тяжело настолько, что хочется все бросить.
Д. Рок “Мозг. Инструкция по применению”
Аннотация к книге гласит, что прочитав ее, можно научиться использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок.
Вопросы, которые раскрываются в книге:
- как работает и как устроен наш мозг;
- почему он может чувствовать себя перегруженным и что с этим делать;
- как сохранять спокойствие в любой ситуации, как стать более креативным и т.д.
HR директор, карьерный консультант. Помогаю профессионалом определить карьерную цель и сопровождаю в достижении карьерного успеха на всех этапах развития карьеры. Мой личный TG – @Diana_Mamedova