«Elevator pitch» или «лифтовая презентация» – это сверхкороткий рассказ о себе, проекте, товаре, услуги и т. п. В классическом варианте она рассчитана на 30 секунд, однако этим же термином называют и речи продолжительностью до 2х минут.
Название появилось благодаря метафоре о начинающем предпринимателе, остро нуждающемся в инвестициях, который случайно оказался в одном лифте с солидным инвестором.
Обычным способом попасть на приём к этому инвестору невозможно. Поэтому предприниматель должен уговорить инвестора вложить деньги в его стартап за то время, пока едет лифт.
Рассказываем, как создать лифтовую презентацию и на что обратить внимание.
Зачем нужна лифтовая презентация
У такого формата есть три основных способа применения:
Экспресс-переговоры с ВИПом
Жизнь может внезапно подарить судьбоносную встречу с очень важным для вас человеком. Не обязательно вы окажетесь в одном лифте с инвестором, зато вполне реальна встреча с важным чиновником или директором крупной компании в коридорах отраслевой конференции.
Но если у вас заготовлен рассказ, то сможете высказаться кратко, чётко, по делу и произвести нужное вам впечатление.
Нетворкинг
Когда вы на большом мероприятии, то вокруг вас, наверняка, находится много потенциальных клиентов и единомышленников.
Часто организаторы устраивают нетворкинги – в том или ином формате дают участникам возможность кратко презентовать себя перед другими участниками.
Чтобы стать маяком, на свет которого слетятся потенциальные партнёры, и уйти домой с полной записной книжкой полезных контактов, нужно иметь подготовленное мини-выступление.
Создание личного бренда
Нам часто приходится знакомиться с людьми. Часто эти знакомства очень формальные. Пришли вы в новую компанию, пожали каждому руку, назвали своё имя, вежливо выслушали имена новых знакомых и большую часть из них сразу забыли.
Однако если у вас продумана для таких случаев лифтовая презентация, то вы сможете представить себя коротко и ярко.
Вас не только запомнят, но и свяжут с потенциальной ценностью или образом.
Отличия Elevator pitch от других форматов
Есть много разных форматов презентаций:
- Лифтовая презентация.
- TED-выступление.
- Бизнес-презентация.
- Презентация товара клиенту.
- Вебинар.
- Лекция и т.д.
Каждый классный рассказ о себе или продукте, неважно, продолжается он 30 секунд или 2 часа, должен:
- во-первых, держать аудиторию в удивлении и интересе;
- во-вторых, привести аудиторию к той цели, ради которой мы проводим эту презентацию (часто это подразумевает призыв к действию в конце).
1. Обстоятельства могут сложиться так, что вам понадобится провести презентацию внезапно, возможно даже в совершенно неподходящем месте
2. Почти наверняка у вас не будет возможности использовать наглядность (никаких слайдов или флипчарта; максимум, на который вы можете рассчитывать – это визитка)
3. На презентацию у вас будет очень-очень мало времени
Как правило, лифтовая презентация – это неподходящий формат для рассказа об абстрактных идеях (для этого хорошо подходят выступления в стиле TED)
Зато в формате elevator pitch можно успешно презентовать:
- Свой проект.
- Себя.
- Свою бизнес-идею.
Требования к лифтовой презентации
Подготовленность. Некоторые мастера импровизации способны придумывать хорошие монологи «на ходу», но это требует большого опыта. Как правило, elevator pitch пишется и репетируется заранее.
Сжатость. Разные ситуации могут потребовать речи на 30 секунд, на 1 минуту, на 2 минуты (но не больше 2х минут).
Целенаправленность. Нужно ясно знать, какую цель преследует речь, и метить презентацией именно в эту цель. Если в разных ситуациях у вас могут быть разные цели, то следует иметь разные заготовки выступлений – отдельную под каждый случай.
Монолог. Единственные варианты интерактива с аудиторией, которые допустимы во время лифтовой презентации – это риторический вопрос и экспресс-опрос по поднятию руки.
Вау-эффект. Выступление должно чем-то зацепить слушателя. Удачный образ, неожиданный вопрос, короткая история.
Удивление активизирует внимание и память.
Это залог того, что аудитория вас услышит и запомнит.
Правила создания и структура спича
– Первое, что нужно понимать: 30 секунд – это примерно 5 предложений.
– Второе, что следует держать в фокусе внимания: перед кем и для чего вы будете выступать, чего хотите добиться в результате.
– Третий важный момент – репетиции. Обязательно оставьте время на то, чтобы десяток раз прогнать речь перед зеркалом, отшлифовать формулировки и подачу.
Не существует единой универсальной структуры лифтовой презентации. При этом есть много хороших структур, подходящих под отдельные цели и ситуации.
1. Представление.
2. История о том, как люди страдают от некой проблемы.
3. Моё замечательное решение, которое избавит людей от страданий.
4. Описание счастливого будущего, в котором проблема побеждена моим решением.
5. Призыв к действию.
Помните – за 30 секунд вы успеете сказать только 5 предложений, то есть по одному предложению на каждый пункт!
Примеры дифтовых презентаций по классической структуре
#1.Рассказ о проекте
- Добрый день! Я Павел Пинженин, автор бесплатного писательского двухмесячного онлайн-марафона «Конкиста».
- Мы берём новичков, которые страдают от творческого зуда, но стесняются писать тексты для публичных выступлений.
- Мы помещаем их в питательную творческую среду, где с ними работают дружелюбные эксперты и помогают поверить в себя.
- Участники пишут по рассказу в неделю, обзаводятся читателями, а потом остаются в клубе уже в статусе настоящих писателей.
- Хотите стать писателем рассказов? Приходите на марафон! Он проводится ежегодно с 1 сентября на сайте графроман.рф.
#2. Лифтовая презентация себя
- Добрый день! Я Павел Пинженин, тренер публичных выступлений и презентаций.
- Если вы готовитесь к важной бизнес-презентации или защите проекта и беспокоитесь за результат, то я могу вам помочь.
- Я пятнадцать лет готовлю бизнес-тренеров и спикеров конференций.
- Даже если вы никогда не выступали и боитесь сцены, за две-три встречи я помогу вам поправить структуру и поставить подачу так, что вы произведёте отличное впечатление!
- Напишите мне на WhatsApp: +7 922 100-37-85, обсудим вашу задачу и то, чем смогу помочь.
Главные ошибки в Elevator pitch
Упоминать слишком много своих ролей
Я бизнес-тренер, юрист по разводам, психолог, медиатор и организатор семейной игротеки настольных игр.
Вероятно, вы хороши и как бизнес-тренер, и как юрист, и как организатор семейной игротеки. Но ваша аудитория нуждается в том, чтобы приклеить к вам один простой ярлык. Когда вы сообщаете обо всех своих ролях, то аудитория теряет фокус и перестаёт понимать, с какими вопросами к вам нужно обращаться.
Совет эксперта: Выберите из всех своих ролей ту одну, которая сейчас имеет значение. Про остальные не говорите.
Выбирать цели, которая не подходит аудитории
Я юрист по разводам, психолог и медиатор. Если вам нужно развестись быстро, легко, не доводя до суда, то я вам помогу!
Я хорошо улаживаю конфликты, поэтому почти все мои клиенты заключают мировое соглашение, а некоторые даже передумывают разводиться.
Если это лифтовая презентация сделана для участников студенческого стартап-акселератора, то, скорее всего, она попала мимо. Юрист по разводам этим ребятам понадобится не скоро – они, скорее всего, пока даже не в браке. Такой аудитории было бы актуальнее показать себя в качестве бизнес-тренера.
Совет эксперта: Перед разработкой выступления подумайте, что конкретно вы сможете получить от этой аудитории.
Не удивлять
Я бизнес-тренер, психолог и медиатор. Вы начинающие предприниматели. Если чувствуете, что вам пока сложно управлять командой – я готов вам помочь и научить.
Вы представили свою ценность для аудитории, но в выступлении не было «изюминки», поэтому многие забыли о вас сразу же, как только вы сошли со сцены.
Совет эксперта: добавьте в лифтовую презентацию что-то, что заставит участников проснуться.
Хорошо работают истории, шутки, метафоры, короткие притчи, статистика, интересные факты, интерактив с аудиторией.
Не оставлять контактов
Я бизнес-тренер, психолог и медиатор. Поднимите руки, у кого есть подчинённые? Отлично!
А теперь поднимите руки, у кого подчинённые иногда ведут себя странно: например, замалчивают проблемы; или делают не то, что вы им поручили; или срывают сроки и даже не извиняются? Прекрасно!
Я помогу вам научиться выстраивать отношения с командой так, чтобы эти проблемы навсегда исчезли. Первая консультация бесплатная: на ней разберём ваш случай и посмотрим, подходим ли друг другу. Если актуально – обращайтесь!
Вы продали себя аудитории. Они уже готовы записать ваш телефон или вступить в ваш канал, но… вы уходите со сцены не оставив контактных данных.
Конечно, вас можно, при желании, найти по фамилии, узнать о вас у организаторов, поймать вас в коридоре, но на практике почти никто не станет этим заниматься, и вы потеряете потенциальных клиентов.
Скажите публике: «10 человек, которые первыми напишут на WhatsApp, получат консультацию бесплатно. Диктую свой телефон:…».
И вот, после вашей лифтовой презентации вся аудитория в едином порыве вносит ваше имя в свои телефонные книжки и наперегонки пишет вам на WhatsApp. При этом, никто не проверит, что вы, правда, предложили бесплатную консультацию именно первым десяти.
Эксперт в современных образовательных технологиях, EdTech-предприниматель, основатель нескольких компаний, в том числе образовательной онлайн-платформы CERM.RU, издательского дома «Центр Развития Молодёжи», стартапа «Геймтичер»
Очень хорошо, особенно от практика элеватор спичей, а не рерайтера или человека вне тему. Большое спасибо!