2024 г. Книга-компас. Прокрастинация всё. Прощай, болото!

"ChatGPT. Мастер подсказок". Хит продаж OZON

Написать

или

Как писать адрес в документах: правила и примеры

Как правильно писать адрес в документах

ChatGPT & Графика. NeuroPanda

ChatGPT & Графика. NeuroPanda

* cоздано практиками промтинга

* cоздано практиками промтинга

Бизнес

Учеба

Работа

Досуг

От SMS до лендингов и книг

От SMS до книг

Тест (400 слов). Бесплатно. Без карты

На русском. Без VPN

На русском. Без VPN

Тест (400 слов). Бесплатно. Без карты

Сэкономьте тысячи на инфокурсах

* Книга от практиков, а не коучей. Концентрат пользы по цене “просто книги”

Сильные промты & GPT-фишки? Это →


Деловая переписка без адреса невозможна. Неважно, отправляете ли вы письмо Почтой России, курьером или электронным почтовым сервисом: чтобы послание достигло цели, надо в первую очередь указать адресата и адрес, по которому он находится.

То, что адрес должен быть предельно точным, начиная от индекса и заканчивая правильным названием улицы и номером дома, офиса и т.д., всем очевидно.

Написать“на деревню дедушке” сегодня в голову не придет никому. А вот то, что написание адреса подчиняется вполне определенным правилам, создатели документов порой забывают или не придают этому должного значения. В деловой переписке важна каждая мелочь.

У нас есть как минимум две веские причины, чтобы узнать и запомнить, как правильно писать адрес в документах:

  • документ, оформленный без ошибок по всем правилам грамматики и делопроизводства, и юридически, и бюрократически имеет больший вес;
  • имидж фирмы, безупречно грамотной во всех аспектах делового общения, повышается в разы.

Попробуем разобраться в правилах написания адреса в документах.

Почему удобнее писать адрес в документах по госту

Для того чтобы правильно написать адрес в документах, вполне достаточно правил русского языка, но… Тут допускаются различные варианты оформления и все они будут верными. Конечно, организация может разработать свой стиль как написания адреса, так и всех остальных элементов документов. Это отдельная задача для фирм, готовых потратить время и средства на корпоративный имидж.

Проще воспользоваться уже готовыми решениями.

Существуют госты по оформлению деловых и служебных документов. Стоит выяснить, как правильно писать адрес в документах по госту, и применить рекомендации на практике.

Госты не требуют обязательного применения, но, используя их, можно унифицировать документы, сделать их более понятными. К тому же, так легче повысить уровень доверия: по гостам работают солидные компании.

Последний из российских гостов по оформлению документов вступил в силу 1 июля 2018 года: ГОСТ Р 7.0.97-2016 “Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Организационно-распорядительная документация.Требования к оформлению документов”.

Все наши дальнейшие разъяснения и рекомендации по правилам написания адреса в документах опираются на этот гост.

Реквизит “Адресат”

То, что мы в обыденной речи называем просто “адрес” в делопроизводстве определяется как реквизит “Адресат”. Чтобы понять, как правильно писать адрес в документах с точки зрения делопроизводства, определим, что входит в понятие “адресат”:

  • получатель письма (наименование адресата) – проще, кому адресовано письмо;
  • почтовый или юридический адрес, адрес электронной почты.

Правильно пишем, кому адресовано письмо

Письмо может быть адресовано:

  • должностному лицу (нескольким должностным лицам);
  • организации или ее структурному подразделению;
  • группе организаций;
  • физическому лицу.

Рассмотрим каждый из этих случаев.

Письмо адресовано руководителю организации

Сначала в дательном падеже указываем должность, в которую включается наименование организации (если она коммерческая указываем также и организационно-правовую форму). Затем пишем фамилию и инициалы также в дательном падеже. Инициалы ставятся после фамилии (в предыдущих гостах было наоборот).

Перед фамилией можно использовать сокращение «г-ну» (господину), если адресат мужчина, или «г-же» (госпоже), если адресат женщина. Это также нововведение последнего госта Р 7.0.97-2016.

Примеры:

Главе администрации

города Владимира

Шохину А.С.

Коммерческому директору

ООО “Полиграфические системы”

г-ну Перетокину В.М.

Руководителю структурного подразделения организации

В этом случае указываем сначала наименование организации в именительном падеже, затем в дательном падеже название должности с указанием структурного подразделения и фамилию с инициалами.

Например:

АО “Издательский дом

“Свеча”

Руководителю отдела

по работе с юридическими лицами

г-ну Лопатину Е.А.

Примечание: 

В современной деловой переписке, а также в СМИ и публицистике стали довольно частыми случаи неправильного употребления прописных и строчных букв в начале названий различных должностей. Уже привычными стало написание: Губернатор, Директор, Глава и т.д. Это ошибка (если не в начале предложения). 

С прописной буквы пишутся только названия высших государственных должностей: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной Думы и др.

Письмо адресовано организации или ее структурному подразделению

Указываем полное или сокращенное название организации в именительном падеже.

Если письмо адресовано структурному подразделению, сначала все равно указывается полное или сокращенное название организации и только ниже, через одну строку, наименование структурного подразделения. Все в именительном падеже.

Например:

Полное название –

Акционерное общество

“Электрокабель “Кольчугинский завод”

Сокращенное название –

АО “ЭКЗ”

Структурное подразделение –

Акционерное общество

“Электрокабель “Кольчугинский завод”

Отдел рекламы

Письмо адресовано группе организаций

Тут возможно два варианта:

  1. несколько разных адресатов в одном письме;
  2. группа организаций одного типа или структурные подразделения одной организации.

В первом случае адресат оформляется, как обычно, в правом верхнем углу перечислением всех, кому адресовано письмо (это могут быть как должностные лица, так и непосредственно организации). При этом адресатов не должно быть больше четырех.

Например:

  • АО “Экспострой”
  • АО “Гостиный двор”
  • ООО “Ивановская ярмарка”

Во втором случае адресат указывается обобщенно, например:

  • Администрациям муниципальных образований
  • Нижегородской области

Если таких адресатов больше четырех, составляется список рассылки и уже в нем указываются конкретные должности и адреса.

Письмо адресовано физическому лицу

В этом случае сначала указывается фамилия в дательном падеже, после нее инициалы, затем почтовый адрес в соответствии с современными требованиями написания почтовых адресов. 

Например:

Матросову А.Н.

ул. Павловская, д.15, кв.23,

г. Новогуров, Алексинский р-н,

Тульская обл., 301382

Как правильно писать почтовый адрес в документах

В составе реквизита “Адресат” часто нужно указать и почтовый адрес. 

По новому госту Р 7.0.97-2016 почтовый адрес можно не указывать при переписке по электронной почте и факсимильной связи (если оригиналы документов не нужно отправлять по почте).

В каком порядке писать адрес?
По правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным 31.07.2014 :
По правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным 31.07.2014 :
1. название улицы, номер дома, номер квартиры;
2. название населенного пункта (города, поселка и т.п.);
3. название района;
4. название республики, края, области, автономного округа (области);
5. название страны (для международных почтовых отправлений);
6. почтовый индекс.

При этом родовые названия (улица, город, район и т.д.) можно писать как полностью, так и сокращенно, каждый пункт адреса отделяется от следующего запятой.

Образцы и примеры, как правильно писать адрес в документах

Теперь, собрав воедино все правила написания адреса в деловой переписке, мы можем составить еще несколько примеров оформления адреса.

Директору Общества с ограниченной ответственностью 

«Холдинг Кабельный Альянс»

г-ну Снежкину Г.Е.

ул. Мельникова, д.2,

г. Екатеринбург, 620028

Еще пример:

Публичное акционерное общество

“Российские железные дороги”

ул Новая Басманная, д. 2/1,

г. Москва,107174

И так до бесконечности. Ничего сложного в правилах написания адреса в документах нет. Поначалу можно слегка запутаться, но после нескольких случаев применения на практике, вы станете составлять адреса автоматически.

Помните, что в официальном тексте недопустима неправильная постановка знаков препинания или некорректное использование лексики. Смотрите другие наши материалы в разделе “Райтинг: Русский язык” и сохраняйте правила в закладках.

Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!


Подписаться на новые комментарии или ответы
Уведомление о
guest
3 комментариев
Самые старые
Самые последние
Валентина
Валентина

А как быть с сокращениями, которые в ГОСТе отсутствуют? Я недавно столкнулась с тем, что для одного предприятия может быть принципиальным написания слова “микрорайон” в сокращении. Сколько себя помню всегда писали в формате “м-н”, меня настойчиво попросили исправить на “мкрн” хотя оба варианта являются правильными. Так что тут на кого попадешь, может получиться так что неграмотному человеку придется доказывать свою правоту.

Анна Орлова
Анна Орлова

Использование ГОСТов в любой области утверждает принимать организацию в серьёзном свете. А грамотная переписка – это лицо компании. Единственный момент, когда я училась технологии написания делового письма, мне предоставили информацию, что сокращения использовать не нужно. Никаких “г-ну”, “Ув” и пр. А в отношении остального – подписываюсь под каждым словом.

Надежда
Надежда

Чтобы не возникало никаких недоразумений существует ГОСТ, в соответствии с которым и необходимо указывать данные при переписке. В своей практике сталкивалась с тем, что моя начальница с диким рёвом требовала, чтобы ответ на письмо от нашего подрядчика я адресовала непосредственно руководителю организации, хотя письмо нам пришло из подразделения. С трудом доказала, что удобнее и правильнее будет адресовать ответ именно в то подразделение, откуда пришло письмо. Аргументировала, что точно дойдёт до нужных людей вовремя и не потеряется в приёмной руководства) Дам начальнице почитать вашу статью, может потом поймёт, что писать можно не только руководству.

Инсайты 2024
Уже в магазинах

 

Проект "Панда-копирайтинг"

Наша ТОП-новинка 2024

Спасибо, письмо отправлено!

Мы обязательно ответим в ближайшее время 🔔

Узнать больше
Тяни

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: