2024 г. Книга-компас. Прокрастинация всё. Прощай, болото!

"ChatGPT. Мастер подсказок". Хит продаж OZON

Написать

или

Как боссы путают жёсткое управление с хамством и как общаться с начальником деспотом

Как общаться с начальником тираном?

ChatGPT & Графика. ДЛЯ СОЦСЕТЕЙ

ChatGPT & Графика. ДЛЯ СОЦСЕТЕЙ

* от практиков SMM

* от практиков SMM

КОНТЕНТ-ПЛАНЫ

ПОСТЫ, STORIES

ВЕСЬ SMM ЗА МИНУТЫ

КОНТЕНТ ЗА МИНУТЫ

Бесплатные тесты. Без карты

На русском. Без VPN

На русском. Без VPN

Бесплатне тесты. Без карты

Сэкономьте мн😲😲😲го тысяч на инфокурсах

* Книга от практиков, а не коучей. Вал реальной пользы по цене “просто книги”

Сильные промты & GPT-фишки? Это →


По данным исследовательского центра SuperJob за 2022 год, каждый пятый россиянин, написавший заявление об уходе по собственному желанию, сделал это из-за сложностей с руководством и даже из-за того, что считают начальника тираном.

Но не всегда и не для всех разрыв трудовых отношений может стать единственно верным и разумным выходом. В большинстве ситуаций даже с очень жёстким, требовательным или агрессивным боссом можно сработаться.

Почему начальники становятся тиранами

Агрессия не появляется у человека сама по себе. Это компенсаторный механизм, срабатывающий на внешние воздействия. Агрессия возникает как реакция на страх, обиду, растерянность и неуверенность в своих силах.

Если начальник позволяет себе хамить, кричать на сотрудников и унижать их — внутри он подавлен, плохо ориентируется в рабочем процессе и не умеет добиваться своего другим, более экологичным способом.

Также агрессия может быть реакцией на усталость и стресс. А поскольку должность руководителя сопряжена с большим количеством напряжённых ситуаций, психика старается оградить своего хозяина от дополнительной нагрузки, делая его раздражительным, злым и неприятным.

Австриец Конрад Лоренц, один из основоположников этологии, изучавший природу агрессии у людей и животных, пришёл к выводу, что она является проявлением инстинкта борьбы. Этот инстинкт заложен в нас природой.

Именно он на протяжении всего развития человечества помогал нам справляться с угрозами внешней среды.

В современной жизни мы тоже часто боремся: за внимание близких, благосклонность начальника, авторитет в команде.

Босс, особенно если он недостаточно уверен в своих лидерских качествах, может демонстрировать агрессию и жёсткое поведение в упреждающих целях, чтобы деморализовать и отпугнуть возможных конкурентов. 

Как понять: начальник тиран, или жёсткий, но справедливый руководитель?

Не всегда требовательность, холодность и строгое руководство являются признаками тирании.

Сама по себе позиция лидера по определению подразумевает некоторую жёсткость.

Мягкий и сердечный человек может быть приятным собеседником и хорошим специалистом, но ему не хватит внутренней твёрдости, чтобы вести за собой коллектив, пресекать недисциплинированность и нести ответственность за непопулярные решения.

Основным отличием адекватного руководителя от тирана является его нацеленность на общий результат. Здравомыслящий босс ставит перед собой задачи создания профессиональной команды и развития компании, в то время как тиран ищет возможности повысить собственную значимость в глазах окружающих и своих собственных.

Например, американский предприниматель Стив Джобс был известен как диктатор и перфекционист, работать под его руководством было настоящим испытанием.

 

Тем не менее, именно в его компаниях множество талантливых дизайнеров и разработчиков получили возможность раскрыть свой потенциал.

Отличить жёсткий стиль управления от тирании и самодурства можно по некоторым признакам:

  1. Переход на личности. Босс-абьюзер, критикуя подчинённого, вместо конструктивного обсуждения рабочих моментов высказывается по поводу его личностных качеств: внешности, умственных способностей и т.п.
  2. Обесценивание. Неуверенному в себе боссу-тирану не нужны конкуренты, поэтому он будет с радостью придираться даже к идеально выполненной работе.
  3. Манипуляции. Некоторые руководители пребывают в заблуждении, что являются хозяевами своих сотрудников. Поэтому заставляют их выполнять свои распоряжения, угрожая увольнением, выговором или штрафом.
  4. Козни и интриги. Такие боссы управляют по принципу «разделяй и властвуй». Они стравливают сотрудников, поощряют доносы и всячески препятствуют установлению комфортной психологической обстановки в коллективе.
  5. Агрессия. Оскорбления или даже рукоприкладство — это недопустимые варианты человеческого общения. Позволять их может себе только человек, очень плохо контролирующий свои эмоции.

Если же руководитель критикует по существу, умеет признавать чужие сильные стороны, ищет способы увеличить мотивацию сотрудников, пресекает интриги и сплетни и умеет выражать своё мнение в корректной форме — можно говорить об адекватном управлении, даже если оно при этом не является милым и приятным.

Хорошим примером жёсткого, но нацеленного на результат руководителя может служить образ Миранды Пристли, главного редактора модного журнала в фильме «Дьявол носит Prada».

 

Несмотря на авторитарный стиль её руководства, сотрудники под её началом профессионально растут и добиваются высоких результатов. 

Разбираемся в себе

Зачастую проблемы в отношениях возникают не потому, что руководитель является тираном, а потому, что фигура босса в подсознании для нас часто обладает формальными родительскими признаками. 

Например, мы можем болезненно воспринимать любую, даже конструктивную критику или считать поведение начальства проявлением деспотизма, если отец не признаёт наши заслуги или мама ведёт себя слишком холодно.

Есть и другая точка зрения.

Эксперт в области лидерства, профессор Жан Липман-Блюмен считает, что мы изначально ценим в лидерах силу и властность и поэтому инстинктивно выбираем в начальники человека, демонстрирующего эти качества.

Зачастую авторитарность и склонность к насилию мы поначалу принимаем за признаки настоящего лидера, но впоследствии страдаем от их проявлений.

Поэтому, прежде чем принимать «защитную стойку» или писать заявление на увольнение, стоит присмотреться к себе и ответить на вопросы:

«Чего я жду от руководителя?»
«Каким он, по моему мнению, должен быть и почему именно таким?»
«Мои переживания — это следствия его действий или моих реакций на эти действия?»
«Почему я реагирую именно так?»

Как защитить себя от начальника тирана

Иногда, в ситуациях, когда боссом является абсолютно неадекватная и неуравновешенная личность, увольнение действительно становится лучшим выходом. 

В большинстве же случаев к человеку можно попробовать найти подход.

Тирания со стороны руководства отрицательно влияет и на отношения в коллективе.

Поскольку мы на подсознательном уровне воспринимаем лидера как пример для подражания, даже если он нам не нравится, мы можем перенимать его агрессивные манеры и переносить их на общение с коллегами.

Кроме того, хамство, тотальный контроль и придирки со стороны руководства являются фактором, резко снижающим мотивацию, а значит, и качество работы в целом. Учёные из Университета Англии Раскин совместно с исследователями из Пакистана, Китая и США доказали, что токсичная атмосфера в коллективе приводит к истощению и выгоранию.

Автор исследования доктор Надим Халид отметил:

«Из нашего исследования ясно, что враждебное поведение среди высшего руководства на рабочем месте может нанести ущерб не только с точки зрения эмоционального истощения и безопасности работы. 

Это также может побудить других сотрудников действовать неэтичным образом, создавая токсичную среду во всей организации»

Поэтому необходимо как можно раньше обозначить свою стратегию поведения и твёрдо придерживаться выбранной линии. 

Вот несколько рекомендаций, что делать, если начальник тиранит коллектив:

Контролировать эмоции. Крики, оскорбления и хамство со стороны вспыльчивого человека — это проявления его темперамента, а не наши реальные характеристики. Несдержанность может усугубить конфликт, поэтому лучше эмоционально отстраниться и переждать вспышку ярости.

Соблюдать субординацию. Не стоит обсуждать с боссом свою личную жизнь или хобби, если только они не совпадают с его увлечениями — в таком случае это может стать позитивной точкой соприкосновения. Личная информация — это крючок, которым абьюзер может болезненно цеплять нас, и лучше ему такого оружия в руки не давать.

Быть убедительным. Объективные аргументы, высказанные спокойным тоном, способны если не погасить конфликт, то снизить его градус.

Неуравновешенные люди часто теряются перед теми, кто умеет говорить чётко и по существу. Поэтому руководитель может перейти в русло обсуждения либо вообще оставить нас в покое и поискать другую, более эмоциональную и несведущую жертву.

Создавать поддерживающее окружение. Лояльность коллег и покровительство более значимого руководства хорошо охлаждает пыл любителя потрепать нервы подчинённых. Конфликтовать с одним человеком всегда проще, чем с коллективом. А заступничество кого-то сверху и вовсе может стать надёжным защитным оберегом.

Искать подход. Чем лучше мы понимаем человека, тем проще с ним взаимодействовать.

Кто-то ценит уважение — к такому руководителю хорошо обращаться за советом. Кому-то важно внимание, и он будет благодарен за возможность высказаться. Кто-то страдает от неуверенности в себе — его можно деликатно направлять, подсказывая оптимальные решения.

Соблюдать границы. Как сказано выше, агрессия часто говорит о внутренней неуверенности. Поэтому спокойно и уверенно сказанное «не нужно на меня кричать» даёт начальнику самодуру понять, что перед ним сильный противник, готовый дать отпор. Он может поворчать в ответ, но вряд ли решится нападать в дальнейшем.

Научившись понимать мотивы поведения своего начальника, можно выстроить с ним достаточно комфортный стиль общения.

Как ещё улучшить своё положение на работе

Сложнее всего манипулировать и срываться на сотруднике, который является ценным кадром для компании и востребован на рынке труда.

Поэтому прекрасной профилактикой недостойного поведения со стороны руководства становится собственный профессиональный и личностный рост.

Развитие адаптивного и эмоционального интеллекта позволяет совершенствовать как свои профессиональные навыки, так и умение грамотно выстраивать высокоэффективные коммуникации.

Учитесь отделять проявления жёсткого, но адекватного руководства от проявлений деспотизма, разбирайтесь в собственных внутренних конфликтах, чтобы сформировать наиболее корректную линию поведения с руководителем.

Это поможет не только обеспечить себе комфортные условия труда, но и заслужить уважение коллектива в качестве человека, способного найти общий язык даже с самым сложным руководителем.

Рекомендованная литература

Марк Гоулстон «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров»

Я слышу вас насквозь книга

Автор книги Марк Гоулстон — известный американский психиатр и бизнес-коммуникатор — имеет большой опыт ведения переговоров. Он мастерски выстраивает общение даже с самыми необщительными людьми и в своих книгах делится своими практическими советами. 

В книге «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» он рассказывает о главном навыке любой беседы — умении слушать и слышать. 

Любой конфликт всегда можно решить мирным путём с пользой для всех сторон: 

Хорошие люди в вашей жизни заслужили подтверждения того, что вы их цените.

 

Раздражающие вас люди этого не заслужили, но они тоже нуждаются в этом — и подчас намного сильнее остальных. Дайте и тем, и другим то, что они хотят, — ощущение собственной важности, и они дадут вам то, чего вы от них ждёте.

Советы применимы как для семейной жизни, так и в общении с жестким или деспотичным начальством.

Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людейСтарая добрая классика. Когда речь идёт об умении договариваться, учиться коммуницировать, невозможно не вспомнить известного оратора, преподавателя и автора популярнейших во всем мире книг по ораторскому мастерству — Дейла Карнеги. 

Больше миллиона экземпляров книги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» было продано только в первый год с момента её публикации. 10 лет она оставалась в списке бестселлеров газеты «The New York Times».

Со временем она только укрепляет свою актуальность и для многих становится фундаментом в развитии коммуникативных способностей. 

Хелен Рисс «Эффект эмпатии. 7 ключей к сверхъестественной проницательности» 

Эффект эмпатии книгаЕще одна полезная книга, которая может помочь в общении с начальником деспотом.

Учёными доказано, что 90% информации мы передаем невербально — с помощью жестов, мимики, интонации. Профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы Хелен Рисс рассказывает, как научиться невербально взаимодействовать и воздействовать на собеседника. 

Также автор рассказывает о способах, которые помогут развить эмпатию, и о том, как сохранять терпимость и находить подход к каждому, избегая неприятных и конфликтных ситуаций на работе и дома.

По мнению автора книги, именно эмпатия — тот навык, который быстрее и эффективнее поможет в построении личных и деловых отношений. 

Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!


Подписаться на новые комментарии или ответы
Уведомление о
guest
0 комментариев
Инсайты 2024
Уже в магазинах

 

Наша ТОП-новинка 2024

Спасибо, письмо отправлено!

Мы обязательно ответим в ближайшее время 🔔

Узнать больше
Тяни

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: