Более 2/3 населения страны недовольны состоянием отечественного ЖКХ. В ответ коммунальщики ссылаются на долги и ветхость строений. К примеру, старая Москва характеризуется износом фонда на уровне 50%; а столичная шести- и девятиэтажная застройка — 40%. Сложности обслуживающих организаций очевидны. Только вот завышенный тариф, нетрезвые сантехники и прочие «прелести» работы ГУП и МУП ДЕЗ с этими обстоятельствами не связаны.
Радикальный способ борьбы с нерадивыми коммунальщиками — напрочь отказаться от их услуг. Можно создать ТСЖ на принципах самоуправления либо перейти на обслуживание к частнику. Это эффективно, но требует волевого решения подавляющего большинства жильцов и вложения средств.
Писать жалобы — вариант менее результативный, зато бюджетный. Для достижения прогресса ЖКХ в пределах отдельно взятого дома достаточно усилий инициативной группы. Не обязательно, чтобы в ее составе был юрист. Грамотный человек сможет разобраться, кому и куда подавать жалобу.
Обращение в дирекцию обслуживающей организации
1. «Шапка» должна содержать точное наименование учреждения. Хорошо адресовать жалобу лично руководителю. С юридической точки зрения это не принципиально, но документ смотрится куда более солидно.
2. Перечень заявителей. Чем больше соседей поддержит документ, тем серьезнее он будет воспринят. Не важно, является ли подписант собственником/ответственным квартиросъемщиком. Достаточно, чтобы он был зарегистрирован в одной из квартир дома.
3. Детальное изложение сути проблемы. Для подкрепления доводов хорошо приложить доказательства: фото, видео. Убедительно выглядят комиссионо составленные жильцами акты (п.8 ст.20 ЖК РФ оговаривает возможность общественного контроля ЖКХ).
4. Ссылка на нарушенные положения договора.
5. Из нормативных актов рекомендуется руководствоваться двумя постановлениями: правительственным — «О предоставлении коммунуслуг собственникам жилпомещений в многоквартирных домах» от 06.05.11 №354 и авторства Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм техэксплуатации жилфонда» от 27.09.03 №170. Ознакомление с их содержанием наверняка удлинит перечень выявленных нарушений. Среди прочего, названные документы установили:
• минимальную температуру в подъезде;
• влажную уборку лестничных площадок и маршей раз в 5 дней (это при условии использования вакуумных систем, без них – еще чаще);
• очищение дверных ручек и других металлических деталей «по мере загрязнения до блеска» согласно п.4.7.4. Правил №170.
6. Требования. Если речь идет о разовом действии (починить, установить, вынести) нужно указать разумный, но конкретный срок. Одновременно стоит пригрозить жалобой в контролирующие инстанции в случае невыполнения требований.
7. Всем, кто указан в качестве заявителей, нужно подписать документ. Коллективная жалоба должна указать на уполномоченного, с кем представитель ДЕЗа может контактировать, и кому будет отсылать ответ.
8. В тексте заявления стоит указать, что оно подается в порядке п. «к» ст.31 ПП РФ №354, согласно которому учреждение ЖКХ обязано ответить потребителю на протяжении 3 рабочих дней. По общему правилу, оговоренному ФЗ «Об обращениях граждан» №59, этот срок составляет 30 суток.
Обращение в государственную жилищную инспекцию
В случае возникновения проблем с ЖЭКом, ДЕЗом или ТСЖ, региональная ГЖИ – главная инстанция, куда следует пожаловаться. Состояние ЖКХ находиться в ее ведении. ГЖИ это орган:
• мониторинга многоквартирных домов;
• регионального государственного и муниципального жилищного надзора;
• лицензионного контроля над работой частных управленцев в сфере ЖКХ.
До 2013 действовало ПП РФ «О ГЖИ» №493, согласно которому при поступлении жалобы ГЖИ была обязана:
• произвести выездную проверку;
• задокументировать увиденное в акте и протоколе;
• при наличии оснований — выдать предписания об устранении недостатков.
Сегодня единого общегосударственного акта о ГЖИ нет. Но принцип функционирования инспекций остался тот же. В качестве примера может быть рассмотрена Москва. Согласно ППМ №336 от 26.07.11 ГЖИ города Москва уполномочена:
• выдавать участникам отношений в сфере ЖКХ обязательные предписания;
• проводить инструментальную диагностику конструкций и оборудования (в т. ч. — газового);
• обращаться в суд в защиту жильцов с исками, например — о расторжении договора управления многоквартирным зданием;
• привлекать к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП «Нарушение правил содержания/ремонта жилья» (оговаривает наложение штрафа на должностное лицо — до 5.000, на учреждение — до 50.000 руб.).
Пожаловаться на бездеятельность ГЖИ можно:
• Главному госжилинспектору — это единоличный федеральный орган, созданный в конце 2014;
• в Минстрой;
• инстанцию, которой подчинена ГЖИ на региональном уровне (для города Москва это столичное правительство, но возможны и другие варианты — управление ЖКХ, губернатор).
Обжалование в другие органы
1. Роспотребнадзор это орган, куда можно писать по любым вопросам ЖКХ. В его компетенции находиться защита прав потребителей от: обмана на стадии заключения договора, некачественных услуг, завышенных тарифов и проч. Роспотребнадзор поглотил существовавший ранее Санэпиднадзор. По поводу плесени, грызунов и подобного писать сюда даже более целесообразно, нежели в ГЖИ.
2. В Федеральную службу по тарифам можно пожаловаться на завышенную квартплату или ее неправильное начисление. В этом вопросе полномочия ГЖИ и ФСТ в сфере ЖКХ дублируются. Часто должностные лица названных органов по-разному оценивают ситуацию. По тарифным вопросам стоит сначала писать в ГЖИ, а в случае неудачи — в ФСТ.
3. Полезно обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Правда, ФАС подвластны не все предприятия ЖКХ, а только монополисты, занимающие определенное место на рынке региона. ФАС контролирует поставщиков газа/воды/электричества, но вот за обслуживающие организации она берется нечасто.
4. В Прокуратуру как орган общего надзора можно жаловаться на любые беззакония. Особенно жестко она реагируют на факты нарушений права на информацию. Если должностное лицо игнорирует обращения или «штампует» формальные отписки – Прокуратура быстро приведет его в чувства штрафом по ст.5.59 КоАП до 10.000 руб., а то и отстранением от должности.
5. Если цель обращения — создать резонанс вокруг проблемы, нужно писать, куда только можно: Президенту, Уполномоченному по правам человека, в районную администрацию, отдельным депутатам и партиям. С той же целью стоит привлечь СМИ и тематические Интернет-сообщества: РосЖКХ, Гнев народа. Совокупность этих мероприятий создаст общественное и административное давление и не даст «замять» рассмотрение дела в основной инстанции.
Радикальный способ борьбы с нерадивыми коммунальщиками — напрочь отказаться от их услуг. Можно создать ТСЖ на принципах самоуправления либо перейти на обслуживание к частнику. Это эффективно, но требует волевого решения подавляющего большинства жильцов и вложения средств.
Писать жалобы — вариант менее результативный, зато бюджетный. Для достижения прогресса ЖКХ в пределах отдельно взятого дома достаточно усилий инициативной группы. Не обязательно, чтобы в ее составе был юрист. Грамотный человек сможет разобраться, кому и куда подавать жалобу.
Обращение в дирекцию обслуживающей организации
1. «Шапка» должна содержать точное наименование учреждения. Хорошо адресовать жалобу лично руководителю. С юридической точки зрения это не принципиально, но документ смотрится куда более солидно.
2. Перечень заявителей. Чем больше соседей поддержит документ, тем серьезнее он будет воспринят. Не важно, является ли подписант собственником/ответственным квартиросъемщиком. Достаточно, чтобы он был зарегистрирован в одной из квартир дома.
3. Детальное изложение сути проблемы. Для подкрепления доводов хорошо приложить доказательства: фото, видео. Убедительно выглядят комиссионо составленные жильцами акты (п.8 ст.20 ЖК РФ оговаривает возможность общественного контроля ЖКХ).
4. Ссылка на нарушенные положения договора.
5. Из нормативных актов рекомендуется руководствоваться двумя постановлениями: правительственным — «О предоставлении коммунуслуг собственникам жилпомещений в многоквартирных домах» от 06.05.11 №354 и авторства Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм техэксплуатации жилфонда» от 27.09.03 №170. Ознакомление с их содержанием наверняка удлинит перечень выявленных нарушений. Среди прочего, названные документы установили:
• минимальную температуру в подъезде;
• влажную уборку лестничных площадок и маршей раз в 5 дней (это при условии использования вакуумных систем, без них – еще чаще);
• очищение дверных ручек и других металлических деталей «по мере загрязнения до блеска» согласно п.4.7.4. Правил №170.
6. Требования. Если речь идет о разовом действии (починить, установить, вынести) нужно указать разумный, но конкретный срок. Одновременно стоит пригрозить жалобой в контролирующие инстанции в случае невыполнения требований.
7. Всем, кто указан в качестве заявителей, нужно подписать документ. Коллективная жалоба должна указать на уполномоченного, с кем представитель ДЕЗа может контактировать, и кому будет отсылать ответ.
8. В тексте заявления стоит указать, что оно подается в порядке п. «к» ст.31 ПП РФ №354, согласно которому учреждение ЖКХ обязано ответить потребителю на протяжении 3 рабочих дней. По общему правилу, оговоренному ФЗ «Об обращениях граждан» №59, этот срок составляет 30 суток.
Обращение в государственную жилищную инспекцию
В случае возникновения проблем с ЖЭКом, ДЕЗом или ТСЖ, региональная ГЖИ – главная инстанция, куда следует пожаловаться. Состояние ЖКХ находиться в ее ведении. ГЖИ это орган:
• мониторинга многоквартирных домов;
• регионального государственного и муниципального жилищного надзора;
• лицензионного контроля над работой частных управленцев в сфере ЖКХ.
До 2013 действовало ПП РФ «О ГЖИ» №493, согласно которому при поступлении жалобы ГЖИ была обязана:
• произвести выездную проверку;
• задокументировать увиденное в акте и протоколе;
• при наличии оснований — выдать предписания об устранении недостатков.
Сегодня единого общегосударственного акта о ГЖИ нет. Но принцип функционирования инспекций остался тот же. В качестве примера может быть рассмотрена Москва. Согласно ППМ №336 от 26.07.11 ГЖИ города Москва уполномочена:
• выдавать участникам отношений в сфере ЖКХ обязательные предписания;
• проводить инструментальную диагностику конструкций и оборудования (в т. ч. — газового);
• обращаться в суд в защиту жильцов с исками, например — о расторжении договора управления многоквартирным зданием;
• привлекать к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП «Нарушение правил содержания/ремонта жилья» (оговаривает наложение штрафа на должностное лицо — до 5.000, на учреждение — до 50.000 руб.).
Пожаловаться на бездеятельность ГЖИ можно:
• Главному госжилинспектору — это единоличный федеральный орган, созданный в конце 2014;
• в Минстрой;
• инстанцию, которой подчинена ГЖИ на региональном уровне (для города Москва это столичное правительство, но возможны и другие варианты — управление ЖКХ, губернатор).
Обжалование в другие органы
1. Роспотребнадзор это орган, куда можно писать по любым вопросам ЖКХ. В его компетенции находиться защита прав потребителей от: обмана на стадии заключения договора, некачественных услуг, завышенных тарифов и проч. Роспотребнадзор поглотил существовавший ранее Санэпиднадзор. По поводу плесени, грызунов и подобного писать сюда даже более целесообразно, нежели в ГЖИ.
2. В Федеральную службу по тарифам можно пожаловаться на завышенную квартплату или ее неправильное начисление. В этом вопросе полномочия ГЖИ и ФСТ в сфере ЖКХ дублируются. Часто должностные лица названных органов по-разному оценивают ситуацию. По тарифным вопросам стоит сначала писать в ГЖИ, а в случае неудачи — в ФСТ.
3. Полезно обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Правда, ФАС подвластны не все предприятия ЖКХ, а только монополисты, занимающие определенное место на рынке региона. ФАС контролирует поставщиков газа/воды/электричества, но вот за обслуживающие организации она берется нечасто.
4. В Прокуратуру как орган общего надзора можно жаловаться на любые беззакония. Особенно жестко она реагируют на факты нарушений права на информацию. Если должностное лицо игнорирует обращения или «штампует» формальные отписки – Прокуратура быстро приведет его в чувства штрафом по ст.5.59 КоАП до 10.000 руб., а то и отстранением от должности.
5. Если цель обращения — создать резонанс вокруг проблемы, нужно писать, куда только можно: Президенту, Уполномоченному по правам человека, в районную администрацию, отдельным депутатам и партиям. С той же целью стоит привлечь СМИ и тематические Интернет-сообщества: РосЖКХ, Гнев народа. Совокупность этих мероприятий создаст общественное и административное давление и не даст «замять» рассмотрение дела в основной инстанции.