Вышли: 8-й тираж "Тексты, которым верят"
2-й тираж "Копирайтинг: сила убеждения"
Расчетное время чтения: 1 мин.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Есть такой бородатый анекдот:

– Документы на стол, живо! — прокричал Штирлиц, направив на Мюллера пистолет. А потом добавил:

– Кстати, не найдется ли у вас канцелярских скрепок?

Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза. И если Мюллера будут спрашивать, зачем приходил Штирлиц, то он ответит: за скрепками.

И это, дорогие друзья, истинная правда. Если задача вступления — заинтересовать читателя, то задача концовки — сообщить ему то, что он должен запомнить. Согласитесь, грешно упускать такую возможность.

Есть несколько проверенных вариантов концовки:

Выводы

Не стоит полагаться на аналитические способности читателя. Как бы доступно мы не писали, он все равно может запутаться в наших аргументах. Чтобы облегчить читателю жизнь, помогите ему сделать из статьи вывод. Например:

Курорт понравится молодежи, любителям ночных клубов, дискотек и веселого отдыха. А вот родителям с детьми и пенсионерам здесь вряд ли будет комфортно.

Написать вывод легко. Представьте, что читатель проштудировал ваш текст и теперь спрашивает: «И что мне с того?».

Резюме: Чтобы читатель не упустил ничего важного, можно в конце статьи еще раз перечислить основные тезисы. Например, если вы пишите о действиях в случае пожара на предприятии, то дайте в конце короткий и понятный список правил:

  • Позвонить в пожарную охрану;
  • Организовать эвакуацию сотрудников;
  • Приступить к тушению пожара имеющимися средствами;

и. т. д.

Практические советы

Расскажите читателю, как лучше всего воспользоваться информацией из вашей статьи. Например, в кулинарном рецепте:

Подавайте закуску холодной: так она будет вкуснее.

В обзоре текстового редактора:

Чтобы на компьютер не попали вирусы и вредоносные программы, скачивайте OpenOffice Writer только с официального сайта.

Спросите себя: что должен узнать читатель, чтобы получить от статьи как можно больше пользы? От каких ошибок его нужно предостеречь?

Призыв действию

Если вы чего-нибудь хотите от читателя, то концовка — это самое подходящее место в статье, чтобы его об этом попросить:

  • Отдыхайте на курортах Краснодарского края!
  • Летайте самолетами Аэрофлота!
  • Запишите наш телефон: +7…

Призыв к действию — это стандартная концовка в продающих текстах. Но она часто бывает уместна и в информационных статьях:

Чтобы не допустить появления кариеса, регулярно проходите осмотр у стоматолога.

Попрощаться

Даже если ни один из вариантов не подходит, все равно не стоит просто обрывать статью. Нужно хотя бы пожелать читателю напоследок чего-нибудь хорошего и приятного, а потом вежливо сказать ему «До свидания!».

Разумеется, статья может быть совсем без заключения: так пишут новости и справочные статьи. В остальных же случаях обязательно нужно подумать над подходящим вариантом концовки.

А на сегодня все.

Всем добра!

Теги:
Предыдущий урок: Урок 5. Как начать статью
Следующий урок: Урок 7. Редактирование и вычитка текста