Вышли: 8-й тираж "Тексты, которым верят"
2-й тираж "Копирайтинг: сила убеждения"
Расчетное время чтения: 7 мин.

Использование Google Docs незрячими копирайтерами

Изначально главы про Google документы вообще не планировалось, однако повсеместное внедрение сервиса внесло существенные коррективы в план курса. Раньше заказчиков вполне устраивало получать статьи прямо в файлах Word, но из-за широких возможностей сервиса Google Docs они все чаще отдают предпочтение последнему.

Он позволяет отправлять документ сразу нескольким людям – веб-дизайнеру, SEO-специалисту, корректору и так далее. Более того, каждый из пользователей может вносить правки в текст или оставлять комментарии как ко всему документу, так и к определенным частям статьи.

Кроме того,изменения в файле сохраняются на Google диске сразу же и становятся видны всем людям, получившим доступ к документу.

Такие возможности сделали Google Docs популярным у заказчиков и, естественно, копирайтеру (и незрячему в том числе) придется подстраиваться под современные реалии. Тем не менее, оформлять и редактировать документ рекомендуется именно в Word, а не в Google Docs – так значительно проще.

Но вы обязаны уметь открывать доступ к документу, форматировать и комментировать его, а также исправлять ошибки. Об этом читайте ниже.

Как незрячему копирайтеру создать и открыть документ в GD

Для запуска Гугл документов желательно иметь Google-аккаунт и авторизоваться в нем. Это позволит хранить все ваши файлы в облачном хранилище и изменять права доступа к ним.

Рекомендуется использовать для работы браузер Google Chrome – это упростит навигацию.

Чтобы открыть Гугл документы, просто перейдите по ссылке https://docs.google.com/. После этого вы увидите окно со списком недавних файлов и кнопку «Создать документ». Нажимайте ее и в списке выбирайте «Пустой файл».

Если заказчик отправил вам ссылку на Google документ, при переходе по ней приложение откроется вместе с целевым файлом.

Важно! Любые дальнейшие манипуляции следует проводить только с запущенной программой экранного доступа и при включенной поддержке специальных возможностей. При запуске Гугл Документов система оповестит вас, активирован ли этот параметр.

Если по каким-то причинам поддержка специальных возможностей не включилась, используйте комбинацию CTRL+Alt+Z.

Описание интерфейса приложения

Чтобы многократно не повторять все горячие клавиши и кнопки при описании функций Google документов, приведу полный список панелей и меню с кратким описанием:

Панель инструментов Google Docs

Зайти в нее можно с помощью сочетания клавиш Alt+CTRL+. (русская Ю). Перемещаться по элементам нужно с помощью курсора и клавиши Tab. Из главной панели можно попасть в окно разрешения доступа к файлам, а также выполнять базовое форматирование: изменять шрифт и размер, добавлять заголовок или список.

Если в JAWS включено озвучивание горячих клавиш, синтезатор будет автоматически их проговаривать, что поможет при форматировании в будущем. Альтернативный способ входа в панель, изредка срабатывающий с любой программой экранного доступа – комбинация клавиш Alt+D.

Далее следует несколько раз нажать Tab.

 Меню «Файл»

Попасть в него можно с помощью сочетания клавиш Alt+F. Из этого меню можно перейти в диалог разрешения доступа к файлам, скачать документ, удалить или переименовать его. Управление осуществляется при помощи курсора.

Меню «Правка»

Открывается по команде Alt+E и содержит команды выделения, копирования и вставки текста. Практически бесполезно, поскольку все пункты меню назначены на быстрые горячие клавиши. Например, отменить последнее действие можно с помощью CTRL+Z, а вставить текст без форматирования с использованием CTRL+Shift+V.

Меню «Вставка»

Зайти в него можно, нажав на клавиатуре Alt+I. Оно позволяет вставить в документ ссылку, таблицу, специальные символы и другие элементы. Некоторые команды имеют горячие клавиши.

Меню «Формат»

Открывается при использовании клавиатурной команды Alt+O. Одно из самых важных меню для незрячего копирайтера – тут можно изменять стиль текста, указывать размер шрифта, выравнивать абзаце по левому или правому краю, создавать маркированные или нумерованные списки и так далее.

Меню «Инструменты»

Для открытия нажмите на клавиатуре Alt+T. Здесь находятся: средство проверки правописания, голосовой ввод и статистика документа (количество символов, абзацев и слов).

Меню «Вид, дополнения и справка»

Открываются при нажатии Alt+V, Alt+N и Alt+H соответственно. Тут можно скрыть ненужные элементы управления, прочитать справку или установить дополнительные плагины. Для незрячего копирайтера все эти команды почти бесполезны.

Важно! В меню Google Docs нельзя зайти с помощью клавиши Alt, поскольку она открывает главное меню браузера. Однако с помощью стрелок «влево» и «вправо» можно перемещаться между несколькими меню, если открыто какое-либо из них.

Другие возможности GD для незрячих

Как разрешить другим людям доступ к документу

Попасть в диалоговое окно управления доступа к файлу можно либо с главной панели (кнопка «Опубликовать»), либо через меню файл, нажав на «Открыть доступ». Разрешить просматривать и редактировать файл можно двумя способами:

Добавление пользователей по Google-аккаунтам. В поле «Добавьте пользователей или группы» указать Google-аккаунты людей, которым следует разрешить доступ. Здесь же можно включить уведомление пользователей о предоставленных разрешениях и написать пояснение к ним.

В следующем поле (клавиша Tab) можно будет удалить участников или изменить их права (читатель, комментатор, редактор). Читатель, соответственно, только просматривает документ, комментатор может оставлять примечания ко всей статье или ее части, ну а редактор – вносить правки прямо в текст.

Копирование ссылки напрямую. Более популярный метод, так как позволяет передать доступ сразу нескольким людям без необходимости запоминать Google-аккаунт каждого из них. Кроме того, способ позволяет заказчику передавать доступ другим людям с помощью простого копирования ссылки.

Для получения URL-адреса документа следует нажать кнопку «Разрешить доступ всем, у кого есть ссылка». Затем по табуляции перейти в меню с разрешениями (программа экранного доступа здесь проговаривает «Читатель» или другое значение) и выставить нужное право доступа.

В большинстве случаев копирайтеру требуется дать разрешение на полное редактирование – так заказчик сможет самостоятельно внести правки. Затем с помощью клавиши Tab нужно встать на кнопку «Копировать ссылку» и нажать ее. URL попадет в буфер обмена, а оттуда вы сможете его вставить в любой мессенджер или электронное письмо.

В этом же диалоге вы в дальнейшем сможете изменить разрешения или ссылку, если она будет скомпрометирована. При потере URL-адреса, вы можете повторно нажать на «Скопировать ссылку» в документе.

В любом случае, при запуске приложения программа показывает список всех файлов, владельцем которых вы являетесь.

Как сделать заголовок или подзаголовок

Как и в случае с Microsoft Word, все манипуляции со шрифтом, стилем, размером и атрибутами выполняются после выделения целевой части текста. Заголовок можно вставить с помощью сочетания клавиш CTRL+Alt+цифра, соответствующая заголовку нужного уровня от первого до шестого.

Это же можно сделать через панель инструментов или меню формат (пункты «стили» и «стиль абзаца» соответственно).

Как в Google документах изменить шрифт, размер и атрибуты

Назначить новый шрифт выделенному участку текста можно только с главной панели. Соответствующая настройка разворачивается при нажатии одноименной кнопки. А вот задать размер текста и атрибуты можно несколькими путями:

  • все с той же главной панели. Соответствующие кнопки находятся рядом со «шрифтом» (в смысле, с кнопкой «Шрифт»);
  • через меню «Формат», в подпункте «Текст»;
  • с помощью горячих клавиш: полужирный (CTRL+B), курсив (CTRL+I), подчеркнутый (CTRL+U), зачеркнутый (Alt+Shift+5), надстрочный (CTRL.), подстрочный (CTRL+,). Увеличить размер текста можно при помощи клавиатурной команды CTRL+Shift+., а для уменьшения пользуйтесь комбинацией CTRL+Shift+.

На мой взгляд, последний вариант является самым удобным для незрячего копирайтера, поскольку не приходится отвлекаться от выделения текста.

Фокус программы экранного доступа при нажатии клавиш остается в документе, что позволяет продолжить форматирование следующих участков текста сразу же.

Как поменять цвет шрифта или сделать цветовую заливку

Если незрячему копирайтеру требуется выделить ключевые слова, он может воспользоваться цветовой заливкой или попросту поменять цвет шрифта. Нужные параметры находятся в главной панели.

За цвет шрифта отвечает кнопка «Цвет текста», а за цветную заливку «Цвет фона текста» (в Microsoft Word этот параметр называется «Цвет выделения текста»).

С помощью стрелок курсора, вы можете выбрать нужное значение в обоих пунктах меню.

Как вставить ссылку в Google Docs

Если вам требуется поместить кликабельный URL (ссылку без текстового анкора), вы можете просто вставить адрес в текст и нажать пробел. Для вставки анкорной ссылки необходимо:

  • скопировать нужный адрес в буфер обмена;
  • выделить слово или словосочетание, которому предстоит стать ссылкой;
  • зайти в меню вставка и выбрать соответствующий пункт либо нажать комбинацию клавиш CTRL+K;
  • вставить в поле редактирования необходимый URL и нажать Enter.

Отметим, что в Microsoft Word такие действия выполнять гораздо проще, так как программа автоматически отслеживает текст в буфере обмена.

Как создать маркированный или нумерованный список в Google Docs

Этим навыком следует овладеть обязательно, поскольку списки иногда не переноситься должным образом в Гугл документы при вставке текста из Word. Однако в случае с Google Docs сделать их даже проще, чем в Ворде. Вам потребуется:

  • выделить нужную часть текста;
  • нажать комбинацию клавиш CTRL+Shift+8 для маркированного или CTRL+Shift+9 для нумерованного списка.

При использовании этого способа Google Docs создает список по умолчанию. Для маркированного списка в начале каждого абзаца ставятся точки, а для нумерованного – обычные цифры.

При необходимости вы можете создать другой список. Для этого откройте соответствующие пункты либо в главной панели, либо в меню «Формат», «Маркеры и нумерация».

Также нумерованный список можно создать, если в начале каждого абзаца проставить порядковые номера – ровно так, как вы это делаете в Word. Но, на мой взгляд, использовать горячие клавиши удобнее всего.

Как незрячему копирайтеру вставить картинку в Гугл документах

Самый простой вариант – скопировать изображение в буфер обмена, вставить в нужную часть текста и нажать CTRL+V. Но можно поступить и по-другому. Нужная кнопка находится по пути меню «Вставка», «Изображение», «Загрузить с компьютера».

Затем откроется окно выбора файлов, в котором следует найти целевую картинку.

Работа с комментариями

Заказчики оставляют комментарии к документам довольно часто. В примечании можно сообщить, что конкретно человеку не нравится в этом фрагменте или какие вопросы он (фрагмент) вызывает.

Когда вы перемещаетесь по тексту с помощью курсора, программа экранного доступа обязательно сообщит вам, когда вы наткнетесь на комментарий. Синтезатор объявит о его начале и конце соответственно.

Чтобы прочитать сам комментарий, не обязательно открывать отдельный диалог: все, что вам потребуется – встать курсором на область с комментарием, а затем использовать комбинацию клавиш CTRL+Alt+A.

Далее, не отпуская CTRL+Alt, нажмите C. Jaws или NVDA проговорит вам комментарий. Это может быть что-то вроде «фактическая ошибка в тексте», «тема покупки товара не раскрыта» и так далее.

Иногда вам потребуется самостоятельно добавлять комментарии. Например, если вы не уверены в фактах статьи или требуется уточнить уместность какого-то оборота. Для этого выделите нужную часть текста и нажмите CTRL+Alt+M.

После этого появится окно, где вы сможете задать свой вопрос. Не забудьте нажать на кнопку «Добавить комментарий».

Просматривать цепочки комментариев и отвечать на них можно в соответствующем диалоге. Для доступа к нему нажмите CTRL+Alt+Shift+A. В истории комментариев вы можете отвечать на них или удалять ненужные примечания. Здесь же можно отметить обсуждение, как завершенные, используя соответствующий пункт меню. Перемещаться между комментариями можно с помощью клавиш J и K.

По умолчанию Google Docs автоматически уведомляет пользователей о добавлении новых примечаний. Для этого сервис присылает сообщения на электронную почту. При необходимости вы можете изменить эту настройку в истории комментариев.

Другие важные команды Google Docs

В качестве заключения этой большой главы приведу список важных горячих клавиш и функций, которые могут понадобиться незрячему копирайтеру при работе:

  • открыть окно проверки орфографии (CTRL+Alt+C). Диалог очень похож на «вордовский» – те же кнопки «Пропустить» и «Заменить» плюс список вариантов для исправления ошибки;
  • поместить курсор на следующую орфографическую ошибку (CTRL+’). На предыдущую – (CTRL+). Команды очень полезны при проверке текста;
  • открыть поиск команд (Alt+/). Вызывает окно с поисковой строкой, где можно прочитать обо всех доступных «горячках» Гугл документов;
  • озвучить часть текста, к которой написан комментарий (CTRL+A+A). Клавишу A следует нажать дважды;
  • показать статистику текста (CTRL+Shift+C). Диалог полностью повторяет функционал аналогичного пункта в Ворде;
  • Поиск по документу (CTRL+F). Особенно полезно при поиске ключевых слов.

Что касается Гугл таблиц, нет особого смысла подробно останавливаться на этом сервисе, поскольку он редко используется копирайтерами. В большинстве случаев заказчики применяют его либо для составления отчетов, либо в качестве платформы для размещения ТЗ.

Например, в ячейках может быть указано минимальное и максимальное количество ключевых слов.

Как правило, для работы с Гугл таблицами незрячему копирайтеру потребуется лишь перемещаться курсором по клеткам, выделять столбцы уметь выравнивать их по правому или левому краю.

Последние 2 действия выполняются с помощью комбинаций клавиш CTRL+Shift+R и CTRL+Shift+L для правого и левого края соответственно. Выделить столбец позволяет команда CTRL Space.

 

Теги:
Предыдущий урок: Урок 8. Видео-лекция о работе незрячих в Word
Следующий урок: Урок 10. Видео-лекция о работе незрячих в Google Docs
В сентябре-октябре 2022г. в издательстве "АСТ" выйдет 6-я книга 📕 П. Панды. Подробности чуть позже :)
This is default text for notification bar