Мы в “Панда-копирайтинг” придаем огромное значение удобству и простоте чтения материала. В каждом курсе я обязательно учу студентов всегда обращать внимание на читабельность текста.
Каждому сотруднику проекта я обязательно “ставлю” стилистику и даю рекомендации по повышению уровня материалов именно в формате удобства для чтения.
Почему читабельность текста так важна?
Потому что именно от того, насколько просто и удобно читателю, зависит весь результат работы. Будет ему сложно пробираться через ваши “дебри смыслов” – уйдет. Будет катиться по тексту как по горке? Считайте, вы свою миссию выполнили.
Ниже даны конкретные приемы для усиления читабельности. Не пренебрегайте ими ни в коем случае. Начните использовать. И тогда сами увидите, насколько преобразились ваши материалы.
Как улучшить читабельность текста? Практические приемы
1.Начинать предложения стоит с подлежащего или сказуемого, а уже потом располагать дополнительные члены предложения. Так самые длинные фразы становятся простыми и понятными читателю, а в а итоге улучшается и читабельность текста.
2.Лучше использовать сильные глаголы – такие слова точнее передают смысл и помогают писать статьи без «воды». Старайтесь избегать пассивного (страдательного) залога и по возможности заменять глагол «быть» на активную форму.
Например: вместо «книги, положенные ею на полку» лучше написать «она положила книги на полку».
Людям проще читать тексты, где слова “не вывернуты”, а поданы в их привычной форме.
3. Аккуратно используйте определения типа «возможно», «обычно», «вроде бы», «похоже», «скорее», «должно быть» и т.д. Вообще, такие слова нужны и важны, они придают эмоциональность и выразительность вашему тексту.
Штука в том, что они должны находиться в “интерьерах” сильных глаголов и конкретики. Тогда они заработают на усиление читабельности.
Пример слабой читабельности текста:
Возможно, что она, скорее всего и не придет. Нет особой уверенности в необходимости ожидания.
Усиливаем конкретикой:
Возможно, она и не придет. Жду еще 10 минут и ухожу.
В первом случае все как-то вяло, неопределенно, слабо. Во втором случае мы говорим хлестко и конкретно. И здесь уже “возможно” совершенно к месте.
4. Будьте внимательнее при употреблении наречий: некоторые из них могут акцентно выделить глагол или прилагательное (оптимальная вариация), а некоторые – только дублируют смысл, уже выраженный другим словом (таких вариантов нужно избегать).
Например:
Новичок 2 месяца упорно и настойчиво изучал принципы LSI-копирайтинга.
Если мы хотим акцентировать внимание на то, что человеку было трудно, но он все равно старался, такой формат подойдет. Если же нам нужно лишь упомянуть длительность, но за этим более ничего нет, наречия (ради улучшения читабельности текста) лучше убрать.
5. Следите за ритмикой текста. Идеальный вариант – “рваная ритмика”, когда текст состоит из предложений разной длины. Да не просто разной длины, а в хаотичном, чередующимся порядке, когда нет возможности привыкнуть. Нет “системы”.
Тогда читатель не засыпает. Его не укачивает от однообразных предложений, тянущихся одно за другим. Возникает мелодика. Ритм. Смысл.
Вот, например, классический пример рваной ритмики с идеальным уровнем читабельности текста от Роя Кларка из книги “50 приемов письма” :
Проблема многих начинающих авторов в том, что они боятся широко шагать по тексту, запуская в него только короткие пунктирные предложения. Или, наоборот, так их растягивают, что в конце уже не помнишь сначала.
Не уходите в такие крайности, ищите форматы, при которых и вам будет удобно, и читателю – интересно. Так лучше. Серьезно.
6.Обязательно структурируйте текст. Даже средненький текст с отличной структурой читается лучше, чем классный материал без четкой структуры.
Используйте минимальные вводные, которые обязательны для работы с любым материалом:
- подзаголовки;
- абзацы;
- списки;
- одно видоизменение шрифта (опционально – два).
Нет ничего хуже для текста, чем разрушающую всякую читабельность “простыня”, в которой человеку попросту неудобно ориентироваться. Такие материалы чаще всего бросают и отказываются читать.
Станьте “удобным” автором. Подавайте читателю не глыбу из букв, к которой и подходить-то страшно, а и приятный глазу материал, где все уже порезано, почищено и аккуратно разложено на порции, которые удобно читать.
7.Откажитесь от сложных примеров. Сложные примеры, выводы, сравнения и аналогии крайне мешают читабельности любого контента. Если вы пишете, скажем, статью об азах продающего текста, вы должны быть уверены, что читатель вас поймет.
Согласитесь, такой материал вряд ли будут читать “зубры”. У статьи есть вполне конкретная целевая аудитория – начинающие авторы. Значит, и примеры или сравнения должны быть такими, чтобы их могли “проглотить” новички.
Еще одна грань ошибки: слишком запутанные выводы или слишком затянутые примеры.
Порой авторы настолько “наворачивают”, что примеры или вывод уже сам по себе становится отдельной статьей.
Не надо так делать, не делайте второстепенных персонажей – главными героями. Простые, четкие, легкие выводы, примеры или сравнения – вот то, что реально усиливает восприятие и читабельность материала.
8.Дайте тексту отлежаться. Вычитывайте материал. Статистика неумолима: у “вылежанных” и вычитанных текстов читабельность всегда выше. Это объясняется просто: первый вариант любого материала не идеален.
У автора “замыливается” глаз, он часто не замечает повторы, сложные конструкции, неправильные формы предложений и так далее.
Чтобы улучшить тексты, делайте хотя бы минимальную паузу. В идеале, конечно, вычитывать тексты через сутки или двое. Тогда и новые идеи придут, и материал вы увидите совсем другими глазами. Но если столько времени нет, дайте тексту отлежаться хотя бы минут 30.
Теперь по вычитке. Лучше всего вычитывать текст хотя бы 2 раза. В первый раз – просто просмотреть внимательно. Затем – второй этап. Вычитывание текста вслух, с интонациями. Вы уже слышите многие огрехи, которые не заметили сразу.
На этом, уважаемые друзья, короткий FAQ по улучшению читабельности текста закончен. Пишите в комментариях о своих способах оптимизации материала и других фишках.

Руководитель проекта “Панда-копирайтинг” и Университета копирайтинга. Создатель убедительно-позитивного стиля. Автор нескольких книг о копирайтинге.
У меня часто бывают сухие информационные тексты. Часто балансирую между понятиями "тошнота", "уникальность", "интересная, читабельная статья")). У других авторов часто замечаю отсутствие структуры текста. Мысль не доводится до конца, повисает в воздухе.
Да, совершенно согласен, многие попросту не работают с логическими и смысловыми связками. В итоге получается, что вроде как статья есть, но она оставляет этакое ощущение недоумения: что вообще хотел сказать автор и почему его так "колбасит" по тексту? )