Статистика врать не будет: в Яндекс и Google не более 70 человек в месяц вводят запросы по типу «как копирайтеру выработать свой стиль». Продающие тексты, всевозможные сторителлинги и даже SEO-тексты привлекают тысячи, а стиль – 70 человек … .
Правильно ли это? Нет, это дико неправильно. Это колоссальнейшая ошибка большинства авторов.
Стиль автора – первичен, все остальное – менее важно. И если вы никогда не задумывались о том, “как писать НЕ как все”, то это уже отчасти проблема. Каждый профи должен задумываться об этом и стремиться выделяться. Но … .
Но почему-то даже среди высокооплачиваемых авторов до смешного мало тех, кто обладает собственным стилем.
Да, до определенного момента желание изменить или улучшить свой стиль письма просто не возникает. Глупо всерьез задумываться о качестве, когда твоя дневная норма выработки знаков равна пятизначным числам. И низкие цены вовсе не способствуют особой заботе о качестве материалов: не до жиру – быть бы живу.
Но все же нужно жить идеей. Нужно всегда мечтать о том, чтобы стать классным копирайтером, а не очередным ообиваетелем порогов у бирж .Даже если вы пока еще только в начале профессионального пути, нужно сразу же начинать думать о будущем. И здесь ваш авторский стиль, вернее – его наличие, самое важное из возможного.
Готовы начать обретать голос и писать иначе? Тогда давайте начнем с азов.
Как сформировать свой стиль: 5 основных принципов
Вообще, меня (я, кстати, Петр Панда) знают как создателя убедительно-позитивного стиля в копирайтинге. Это всего второй случай в практике Рунета (1-й – Инфостиль М. Ильяхова), когда был создан и полностью сформулирован уникальный стиль.
Заметьте, не нахватаны какие-клочки разных стилей, которые впоследствии склеили вместе и назвали чем-то вроде “мега-маркетинго-лингво-контент”.
Нет, был с нуля разработан абсолютно органичный стиль с полным обоснованием и базисом. Это я к тому, что уж если кто-то и повернут на стиле, то это именно я. Ниже вы найдете общие советы по формированию вашего особого авторского почерка. Голоса.
А когда вы обретете свой голос, он постепенно и начнет шлифоваться в собственный стиль. И он может быть любым: задорно-позитивным, критичным, порывистым, стилистически особенным. Разным. Но чтобы все это случилось, с чего-то надо начать. Так что давайте начинать.
Подражайте любимым писателям. Знаете, почему у людей отличается литературный вкус? Элементарно: по-настоящему близкими вам писателями становятся только те авторы, которые вызывают отклики в сердце.
Получается, что авторская подача материала очень близка вашему представлению об идеальном тексте. И это еще не все: вы и сами обладаете зачатками этого же стиля, иначе бы он просто не рождал в вас такую бурю ответных эмоций.
Раз так, и вы уже наделены какими-то искорками своего стиля, осталось только раздуть его до хорошего лесного пожара. Поможет же нам в этом обычное подражание. Не стыдитесь подражать своим любимым писателям. Уверяю вас, хуже от этого вы писать не станете.
И зазорного в этом ничего нет. В начале карьеры подражали другим даже те, кого мы сегодня называем гениями.
Стоит ли подражать копирайтерам? Разве только самым-самым лучшим. Тем, от которых у вас что-то “загорается внутри”. Многие современные копирайтеры сегодня больше раскручены, чем реально круты. Увы. Поэтому выбирать надо только тех, от текстов которых у вас реально загораются глаза.
Даже многие “гуру” пишут шлак, им многим самим еще нужно учиться и учиться. Поэтому ориентироваться только на внешние признаки глупо и неправильно. Нужно органическое принятие текстов человека.
Анализируйте свои старые тексты. Развития стиля копирайтера – процесс постоянный. В идеале нужно дойти до ситуации, когда статьи годичной давности будут вызывать у вас усмешку. Читабельность ваших новых статей и их общая классность должны быть настолько круче, чтобы это было очевидно даже вашему коту.
Возвращайтесь к старым работам и обязательно прикидывайте, как бы вы написали сегодня. Что бы добавили, от чего – отказались, что и совсем не к месту. Весьма желательно иметь постоянную связь между собой вчерашним и нынешним.
Такой подход значительно упростит понимание своего текущего уровня.
Плюс к этому – вы будете четко видеть, что процесс развития стиля не стоит на месте, вы действительно прогрессируете. Поскольку каждому из нас важна мотивация, видимые достижения станут отличным стимулом.
Анализируйте свои сегодняшние работы. Любой материал можно улучшить. Это так же верно, как и то, что в Австралии живут кенгуру. Мониторинг текстов важен.
Каждый раз, когда вы обрезаете какие-то лишние моменты или добавляете новые вводные, чувство стиля усиливается на один микрон.
Свежий взгляд на текст (вычитка) сродни тренировки. Казалось бы, ваш текст готов –все нужное уже написано. Ан, нет. После анализа и редактуры материал становится только ярче, соответственно, улучшается навыки искусного владения буквами.
Больше читайте. Да, я знаю, что этот совет дают всем и всегда. И все же от него никуда не деться: если не заряжаться новыми импульсами высокого слога, начнется деградация.
Стиль – это же не просто умение писать как-то особенно, узнаваемо. Стиль – это постоянный запас нужных слов и перенимание опыта у книг. Если ограничивать себя лишь диетой из собственных знаний и ощущений, то очень скоро диета превратится в голодовку. Важно питаться чужими текстами, усваивая (даже неосознанно) что-то, что может пригодиться для улучшения собственного стиля.
Развивайте сразу несколько форматов написания. Например, я люблю писать в несколько ироничном стиле. Если я брошу все силы исключительно на его развитие, то очень скоро закончусь как копирайтер.
Написать, скажем, пресс-релиз или политическую новость в подобном стиле нельзя. Выйдет смешно и нелепо.
Как быть? Читать образцы прочей стилистики, чтобы пропитываться ими. Например, не брезговать юридическими документами, официальными актами и серьезными деловыми отчетами. Это позволит вам не только проникнуть во все тайны официального стиля, но и постоянно держать себя в тонусе.
Точно такая же модель работает и в случае с новостным, публицистическим и любым другим стилем. Пропитываемся. Пишем. Анализируем. Результат – мы всегда в форме и можем написать хоть прошение в ООН, хоть матерную частушку.
Пока всё. Это базовые, самые важные советы по обретению своего стиля. Что-то вроде азов продающих текстов или основы структуры статьи. Базисные коренные правила, которые должна стать для вас “настройкамии по-умолчанию”.
Когда вы их освоите, у вас откроются новые горизонты, вы увидите, куда идти дальше. И это не обещание “для отмазки”. Пока и вправду нет смысла говорить что-то большее. Пока нужно пройти этапы выше.
После них у вас откроется свое видение. Правда, откроется. У всех открывается. Но сначала – нужно довести себя “до состояния открытия”. А для этого – начните практиковать 5 принципов формирования авторского стиля.
Добра вам!

Руководитель проекта “Панда-копирайтинг” и Университета копирайтинга. Создатель убедительно-позитивного стиля. Автор нескольких книг о копирайтинге.